Меры по улучшению государственного управления

01.10.2012 [ Назад к списку ]
Теги: -

Реформа бюрократического аппарата

Хроническая болезнь России – неэффективность государственного аппарата, особенно в его взаимодействии с населением. Чиновничий аппарат недоукомплектован (недокомплект кадров, полагающихся по штатному расписанию, в некоторых организациях составляет 50-70%), не справляется с возложенными на него обязанностями, тонет в потоках дел.

Мы намерены провести программу преобразований бюрократической машины. Она начнётся не с очередного витка «борьбы с бюрократами», а с модернизации самого труда чиновника на основании современных технологий безбумажного документооборота.

Параллельно этому будет проведён пересмотр всех бюрократических процедур. Все необоснованные справки, формы, требования и так далее будут уничтожены, а оставшиеся – радикально упрощены.
Сокращения и реорганизация аппарата будет происходить по мере внедрения новых технологий. При этом будет соблюдаться принцип: сокращение вертикали и расширение горизонтали. Инстанций должно стать меньше, а отделений государственных служб на местах – больше. Гражданам России нужны чиновники шаговой доступности.

Будут установлены временные нормативы рассмотрения любых дел, обязательные к исполнению чиновниками. Так, регистрация бизнеса и собственности в России будет занимать два-три дня. Загранпаспорт гражданин России будет получать в день обращения.

То же самое будет касаться количества разрешительных документов и справок. Так, чтобы построить дом, нужна будет одна справка – разрешение на строительство от архитектурной службы, которая и примет дом.


СПРАВКА.
За последние 10 лет численность чиновников выросла в 1.4 раза. В 2001- 1.16 млн. чел., в 2010 – 1.65 млн. чел. – только федеральные.
В скорректированном бюджете на 2011 г. – статья «Общегосударственные вопросы» - составляет 871 млр. руб. (расходы на чиновников), образование- 552 млр., культура - 149 млр., здравоохранение – 509 млр. ; оборона 1532 млр. правохран. и безопасность – 1230 млр..
Сокращение только на 15% за один год – общегосударственных и правохранительны. затрат – дадут экономию в 320 млр. рублей.


Антикоррупционные меры

Коррупция в России давно стала повсеместной практикой. Значение слов «взятка» и «откат» знают даже дети. При этом все попытки бороться с коррупцией до сих пор приводили только к увеличению размеров мзды.

Мы предлагаем меры, которая позволит покончить с коррупцией на системном уровне.

Мы сократим число контролирующих инстанций и распустим все ведомства, которые превратились в рассадники коррупции – начиная с сантехназдзора и пожарного ведомства.


КОММЕНТАРИЙ. Звучит страшно, но в Грузии сработало именно это. Впрочем, это спорный пункт, настаивать не будем.

Мы изменим законы, согласно которым дающий и берущий взятку являются, по сути, сообщниками. По новым законам преступником будет считаться только тот, кто берёт взятку. Взяткодатель, сотрудничающий с правоохранительными органами, будет поощряться материально, а провокативное предложение взятки станет обычной полицейской практикой.

Все госслужащие, начиная с рядового полицейского и кончая высшим чиновничеством, будут обязаны предоставлять декларации о доходах, как своих собственных, так и ближайших родственников и членов семьи. Регулярные проверки источников дохода чиновника станут обычной практикой. На основании проверок будут проводиться чистки. При этом даже полная смена кадрового состава, в том числе и многократная, того или иного ведомства будет считаться приемлемой ценой за избавление от коррупции.

Разоблачённые коррупционеры будут подвергаться люстрации, то есть лишению права занимать какие бы то ни было государственные должности, ограничению на право заниматься бизнесом и обладанию имуществом коммерческого назначения, аресту личного имущества.


КОММЕНТАРИЙ. Аналогично немецкому закону о люстрации, включающем запрет самостоятельного ведения бизнеса и владения имуществом коммерческого назначения некоторыми категориями граждан. При этом немцы установили трехгодичный срок для самостоятельной реализации этого имущества его собственниками.

Также будет применяться такая мера наказания, как длительный условный срок (более пяти лет), с лишением права выезда за пределы страны и другими ограничениями в правах.

Особое значение мы будем придавать коррупции в правоохранительных органах, где она особенно нетерпима. Полицейский, взявший взятку или пойманный на вымогательстве денег, сядет в тюрьму на реальный срок.


КОММЕНТАРИЙ. Аналогично современной грузинской практике, показавшей хорошие результаты.

Сведения о разоблачённых коррупционерах будут доступны работникам СМИ, а также населению страны в целом – они будут размещаться в открытом доступе.

Мы также намерены установить тесное сотрудничество с зарубежными структурами, борющимися с коррупцией и отмыванием денег. Они будут регулярно получать информацию о разоблачённых российских коррупционерах.



Поощрение беспорочной службы. Жилищный спецфонд

При этом все госслужащие получат достойную зарплату, которая будет подлежать индексации, а также соцпакет, гарантирующий достойную жизнь.

В частности, все госслужащие будут обеспечены государственным жильём, которое станет их собственностью после определённого количества лет беспорочной службы.

Квартиры и дома (на селе или в зонах частной застройки городов) должны предоставляться военнослужащим, а так же сотрудникам иных силовых министерств и ведомств из специального государственного (не муниципального) фонда по факту поступления на службу в объёме, достаточном для проживания с супругом и 2-3 детьми.

Квартиры должны предоставляться на особых условиях, а именно:
- до окончания определённого законом минимально установленного срока службы (15-20 лет) квартира остаётся в собственности государства и предоставляется на условиях соцнайма;
- по окончании указанного срока службы квартира безвозмездно переходит в собственность её нанимателя;
- в случае увольнения нанимателя в отставку по неуважительным или порочащим его обстоятельствам квартира такого специального жилищного фонда подлежит немедленному возврату государству, а занимающая её семья - выселению, вне зависимости от наличия в ней детей и прочих обстоятельств.

Для реализации этой меры необходимо внести соответствующие изменения в жилищное законодательство, определив в нём понятие спецфонда жилья и особые правила его работы.
Внутренние финансовые механизмы этой программы могут быть различными, вплоть до ипотечного кредитования государства со стороны коммерческих банков. Важно то, чтобы квартиры предоставлялись именно «в натуре», а не в виде слаболиквидных жилищных сертификатов или каких-то денежных компенсаций.

Данная политика также должна быть направлена на критически-важные и при этом слабооплачиваемые категории государственных и муниципальных служащих, а именно, врачей и педагогов, иных представителей интеллектуальных, но низкооплачиваемых профессий, особенно проживающих в сельский местности.



КОММЕНТАРИЙ. Подобная мера снижает мобильность части населения страны, и к тому же может стать способом давления на подчинённых со стороны начальства (аналогично тому, как сейчас за неисполнение каких-либо противозаконных требований угрожают лишением премии). Чтобы этого избежать, следует чётко определить «неуважительные или порочащие причины», и дать возможность уволенному защищать свои права в суде.

РЕФОРМЫ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ

Реформа правоохранительных органов


Мы – категорические противники централизации следственных действий в одном бесконтрольном ведомстве. Поэтому НДП не поддерживает идею создания единого Следственного Комитета. Между правоохранительными органами должна поддерживаться (в разумных масштабах) здоровая конкуренция.

Мы примем закон о создании института независимых прокуроров и следователей, формально находящихся в штате Генпрокуратуры и Следственного Комитета, но подотчётных исключительно Государственной Думе и Совету Федерации и проводящих расследования по их поручению.

В целях усиления борьбы с коррупцией мы готовы пойти на создание специализированного антикоррупционного правоохранительного органа — Федеральной Службы Внутреннего Контроля, чьи сотрудники будут заняты только и исключительно работой в отношении преступлений, совершенных госслужащими.

Мы настаиваем на немедленном роспуске органов, не занимающихся борьбой с преступностью, а ведающих политическим сыском – в частности, Главного управления по противодействию экстремизму МВД России (Центр «Э»).



КОММЕНТАРИЙ. Существует точка зрения, согласно которой Центр «Э» должен быть не распущен, а перепрофилирован для борьбы с настоящими преступниками, например, исламским подпольем. Однако мы исходим из того, что сотруники Центра «Э» являются именно сотрудниками политического сыска: они некомпетентны, не могут и не хотят заниматься реальной преступностью, а нацелены именно на выискивание и наказание «преступлений мысли».

Судебная реформа

В современной России не существует судебной власти как полноценной и самостоятельной ветви власти. Судебная власть полностью подчинена исполнительной, которая имеет неограниченные возможности для давления на суд. Кроме того, судебный корпус коррумпирован, а видимость правосудия обеспечивается пресловутым «обвинительным уклоном»: количество оправдательных приговоров сейчас ниже, чем при Сталине.

Мы выступаем за создание подлинно независимой судебной власти. Наша цель - обеспечение независимости и защиты от государственного произвола – судебной системы РФ (арбитражной, уголовной, гражданской) в интересах любых экономических агентов любой юрисдикции.


КОММЕНТАРИЙ. Непрерывное генерирование неопределенности, особенно правовой - один из главных источников власти путинизма (чекизма), его преодоление институционально позволяет говорить о развитии и модернизации.

Неотложные меры

Для того, чтобы преодолеть отчуждение между судебной властью и населением, мы считаем необходимым введение комплекса мер, направленных на повышение публичности судопроизводства.

Немедленно по приходу к власти мы обеспечим прозрачность судопроизводства путём осуществления видеозаписи всех судебных заседаний и предоставления общественности свободного доступа через интернет к тем из них, которые не являются закрытыми. Впоследствии эти материалы должны послужить основой для самоочищения судейского корпуса.

Мы инициируем расследование деятельности недобросовестных судей, в первую очередь – известных как исполнители политических заказов, а также откровенно коррумпированных.

Мы прекратим преследования по «экономическим статьям» УК РФ, в которых нет потерпевших. Уголовные дела будут возбуждаться только при наличии потерпевших.


Судебная реформа

Мы считаем необходимым сделать судейский корпус избираемым населением и ответственным перед избирателями.

Должность судьи любого уровня должна быть выборной и сменяемой в случае несоответствия его занимаемой должности.

Финансирование судейского корпуса должно не зависеть от местных властей – мы вынесем его в отдельную неприкосновенную статью бюджета государства.

Будет расширена компетенция суда присяжных.

Что касается прокуратуры, то смысл её существования состоит в контроле за законностью, в надзоре над ведением следственных действий и особенно судебных дел.

КОММЕНТАРИЙ. То есть, предположим, вынесено неправосудное (неправомерное) судебное решение и человека, допустим, посадили. Родствеников нет. Денег на адвоката нет. И всё шито крыто. Вроде сидит себе. Но тут пишет он в прокуратуру: - "Так мол и так, засудили". Прокуратура поднимает документы и, если видит "косяк", направляет дело на пересмотр. Прокуратура поднимает документы и, если видит "косяк", направляет дело на пересмотр. Подобная же схема и с постановлениями остальных органов власти. На этом функции такого прокурора должны заканчиваться, т. е. он не должен иметь дальнейших полномочий влиять на ход судебных процессов и т. д… Просто указывает надзорному суду на несоответствие, по его мнению, такого-то решения-постановления такой-то норме, с подробным её описанием.
Ошибка такого прокурора не должна серьёзно караться, иначе они будут бояться указывать на сомнительные ошибки. Такие прокуроры должны быть независимы от суда и местного финансирования.
Порядок привлечения их к суду - особый. В принципе их-то и привлекать не за что будет (разве только коррупция. Судья, например, дал ему денег, чтобы он закрыл глаза. Но на это уже есть опера ФСБ). После того, как надзорный суд рассмотрел это заявление прокурора, он даёт этому прокурору подробную отписку с комментариями: - Правильно или не правильно. А это уже надо публиковать в прессе.
Если надзорный суд счёл эту найденную прокурором ошибку действительно ошибкой, прокурор получает бонусы, а судья или чиновник, допустивший эту ошибку - наоборот. Если же надзорный суд счёл эту ошибку вовсе не ошибкой, а прокурор решил настаивать на своём, то он может адресовать это вышестоящему прокурору, вплоть до генерального.


Реформа пенитенциарной системы. Гуманизация системы исполнения наказаний

Содержание в российских тюрьмах и иных местах заключения зачастую превращается в несправедливое и незаконное наказание, граничащее с пыткой и намного более жёсткое, чем это предусмотрено законом и представляется справедливым.


Предварительное заключение

Мы выступаем за решительное сокращение сроков предварительного заключения. Ситуация, когда людей можно почти до бесконечности держать в тюрьме только по подозрению в совершении преступления, нетерпима.

Далее, предварительное заключение не должно быть средством наказания, а только средством изоляции подозреваемых. Поэтому к ним не должны относиться никакие тюремные ограничения и запреты.

Мы считаем необходимым всегда, когда это возможно, заменять предварительное заключение другими формами изоляции, прежде всего домашним арестом.


Амнистия

Мы выступаем за широкую амнистию по преступлениям небольшой и средней тяжести (кроме распространения наркотиков).


Борьба с криминалитетом

Необходим режим «нулевой толерантности» по отношению к выходцам из проблемных с точки зрения соблюдения закона территорий : любое правонарушение наказывается немедленно и в соответствии с законом. Попытки «выкупа» или оказания давления должны считаться преступлением, взяткодатели и оказывающие давление лица — подвергаться уголовному преследованию.

Общество ждёт пересмотра «знаковых» уголовных дел, в особенности - «замятых» и «разваленных» правоохранителями национальных республик. Необходима также широкая огласка результатов пересмотра этих уголовных дел, в первую очередь – в государственных СМИ. Власть должна наглядно показать всем, на чьей стороне она выступает.

Следует пресечь практику отбывания наказания «на родине» как коррупционной и криминогенной. Необходимо внедрение принципа отбытия наказания по месту совершения преступления, с оплатой расходов по содержанию из бюджета региона, где преступник постоянно проживал на момент совершения преступления.

Мы примем закон, позволяющий осуждать «воров в законе» за саму принадлежность к преступному объединению. К ним мы также приравняем подпольных «имамов», руководителей «джамаатов» и прочих лидеров и идеологов преступного мира, претендующих на альтернативную власть, прикрываясь религией или идеологией.


КОММЕНТАРИЙ.
Это не означает использование 282 статьи или её аналога. Имеется ввиду принятие закона по аналогии с итальянским, где есть уголовная ответственность просто по факту, что человек принадлежит к преступному сообществу.
Сейчас подобный закон принят в Грузии и показал свою эффективность.