Кровь или почва?

25.10.2012 [ Назад к списку ]
Теги: -

Существует один вопрос, неизменно приводящий в замешательство многих русских националистов: а кто собственно такие русские, о которых они столько говорят ? Как их определить в многоголосой и разноязыкой толпе современного глобализованного мира? За всей внешней интуитивной понятностью ответа скрывается одно из главных противоречий современного русского национализма, порождающее расколы, размежевания и непонимание неполитизированной общественности.

К сожалению, сегодня теоретикам и практикам русского национализма трудно прийти к согласию даже в вопросах базовой терминологии, отсюда и понимание национализма как идеологии и принципа часто значительно различается. Путаницу создаёт и то, что ряд исследователей предпочитает опираться на дореволюционные трактовки «русскости», которые порой не способны адекватно объяснить реалии сегодняшнего дня. И дело даже не в том, что мир, Россия да и сами русские изменились, а в том, что в традиционном обществе Премодерна, которым была и Российская Империя, вопрос идентификации человека как русского для широких масс решался в значительной мере на основе родовой памяти, традиции и элементарной интуитивной классификации «свой-чужой». Попытки как-то «рационализовать» понятие русскости начались лишь на исходеXIX-началеXXвеков в среде консервативно мыслящей интеллигенции. Что же касается государственных законов, то русским считался человек православный, о чем свидетельствовала запись в паспорте. Соответственно, любой инородец, принявший крещение, включался в состав государствообразующего народа со всеми вытекающими последствиями.

Сегодня мир изменился, и мы стоим перед острой необходимостью чётко определить, кого же мы относим к русским и исходя из чего мы делаем такие выводы.

Прежде всего определим базовые принципы, которыми будем оперировать:

1. Этнос (он же народ, национальность) - сообщество людей, обладающих антропологически-биологическим и культурно-языковым единством. Соответственно, это люди, имеющие русских предков, говорящие на русском языке и несущие в себе определенный набор ментальных черт русского народа (иначе говоря, то, что мы называем «русским менталитетом», «русской душой» и «русским характером»). Конечно, нередки случаи, когда у индивида имеется определенная доля нерусской крови. Как быть тогда? К этому вопросу мы еще вернемся, пока заметим лишь, что ассимиляция большей части инородческих элементов в среде господствующего этноса обычно происходила за 3-4 поколения.

Пока же отметим еще два ключевых момента:

Ø Р усский этнос является триединым и включает в себя великороссов (тех, кого сейчас именуют русскими), малороссов (украинцев) и белорусов. Да, сейчас для многих это звучит странно. Однако, все три ветви русского народа имеют не только общую историю, религию и культуру, но и генетическое единство. Недавно группа ученых из Великобритании, России и Эстонии доказала, что великороссы, малороссы и белорусы есть единый народ с ярко выраженным монолитным генотипом. Что же касается языка, то еще в 19 веке, малоросское и белорусское наречия не отличались от литературного языка более, чем, скажем, поморские или сибирские говоры. Раскол единого народа имел чисто политические причины. Все потуги врагов России и русских а этом направлении были узаконены большевиками, которые искусственно создали «украинский язык» на основе исковерканных русских и польских слов, который сами «украинцы» просто не понимали.Таким образом, политически выгодная ложь была возведена на высоту официальной научно доказанной теории. Русские националисты могут и должны разрубить этот многовековой узел обмана.

Ø Россия в нынешних границах является моноэтническим государством. По международным стандартам таковым признается то, где более чем 2/3 населения составляют представители одного этноса.

В РФ по итогам переписи 2010 г. насчитывается 80,9% великороссов (по переписи - «русские») , вместе же с украинцами и белорусами нас — 82,7 % ! Следующий по численности народ -татары - составляет 3,87 %.

Для сравнения в признаваемой всеми моноэтнической Литве литовцев около 84%. При этом как ни странно даже она не попадает в отечественную трактовку «однонациональности»!Планка 90 %, взятая с потолка авторами учебников, пишущими в угоду противникам русского народа, похоже, намеренно подгоняется так, чтобы поддерживать миф о «многонациональной России»

2. Нация, в отличие от этноса — социально-политическая категория. Это высшая стадия развития политически организованного народа, при которой он обретает собственное государство. Таким образом, нация и этнос тесно связаны и неразделимы: этнос «вырастает» до нации, а нация является квинтэссенцией исторического развития этноса. Исторически понятие нации связано с европейской концепциейnation-stateи лишь сравнительно недавно появилось в российской науке. В связи с этим возникает множество вопросов и целый ряд мифов, бытующих среди русских националистов:

ØВРоссии одна полиэтническая российская нация (россияне),а выделение некой отдельной русской нации грозит сепаратизмом, межнациональными конфликтами и распадом страны.

Эта точка зрения, присущая «умеренным» патриотам, в т.ч. и во власти, в современных условиях грозит размыванием русской идентичности перед лицом кавказской и среднеазиатской миграционной угрозы. Исходит такая точка зрения из советского интернационализма и советского понимания патриотизма, когда само употребление слова «русский» считалось политически неблагонедежным и русские, формально объявленные «старшим братом в семье народов», де-факто были в худшем положении. Но вопреки расхожему мнению, историческая Россия никогда не была «плавильным котлом»: огромную империю собрали и обустроили русские, они же задавали тон ее развитию во всех сферах. Другое дело, что в отличие от колониальных держав, Россия не стремилась ослаблять, угнетать, а тем более уничтожать иные народы, она напротив давала им лучшие условия для развития. Таким образом, именно русская нация была и остается государствообразующей в России.

ØИз отрицания первого мифа проистекает еще одно заблуждение: дескать, у русских никогда не было нации; ее еще только предстоит создать, отказавшись от империи и построив национальное государство.

Итак, во-первых, тот или иной народ может быть либо нацией, либо национальным меньшинством, третьего не дано. Назвать русских меньшинством не дерзнет пока, к счастью, ни один самый отъявленный русофоб. Русские построили свое государство, и то, что сейчас и в отдельные периоды в прошлом, русские были угнетены, не способно отнять у них этого основного нациеопределяющего признака.

Во-вторых, сторонники данного мифа вольно или невольно приписывают империи как типу государства то, что ей совершенно не свойственно. Империю всегда формирует одна нация, которая мирным или военным путём навязывает остальным свои порядки. А значит, империя может и должна быть национальным государством, где господствует так или иначе один государствообразующий этнос. Другой вопрос в том, что его доля в общем числе населения может быть меньше современного стандарта моноэтничности, но это уже зависит от конкретного случая.

Итак, можно ли, учитывая то, что понятия «нация» и «этнос» лежат в разных смысловых плоскостях, тем не менее на практике приравнивать их? Мы считаем,что да. Этнос формирует нацию, а нация не существует без этноса. Однако нация - более широкая и глубокая категория, и в ряде случаев, о которых будет сказано ниже, в ее состав включаются люди инородческого происхождения. Но это в любом случае исключение, подтверждаюшее общее правило. Русское национальное государство — это государство, где хозяином является русский народ.

Наконец, перейдем к критериям для отнесения того или иного индивида к русским. Во избежание путаницы, сразу оговоримся: мы рассматриваем русскую нацию, хотя в свете вышесказанного неизбежно обращение к чисто этническим вопросам.

Если обобщить основные концепции, то «русскость» определяют по:

· самоопределению («я русский, если сам себя считаю таковым»),

· национальному духу/культуре,

· крови ( т.е. по антропологически-биологическим признакам и происхождению).

1. Русский — тот, кто считает и называет себя таковым.

Итак, начнем с самоопределения . Прежде всего нужно понимать субъективность этого критерия. Разумеется, взрослый и психически здоровый человек сможет правильно определить свою этническую идентичность, пусть даже на словах он будет заявлять о своём космополитизме и равнодушии к подобным «предрассудкам». Но насколько он будет заинтересован, чтобы общество знало его истинную национальность? В СССР, к примеру, часто происходило так, что инородец записывал себя русским, дабы получить некоторые преимущества статуса народа - «старшего брата». Из этой же серии — взятие большевиками, преимущественно еврейского происхождения, русских псевдонимов. Мы видим, что определение национальной принадлежности по самоопределению человека в известно степени условно. Тем не менее, данный параметр широко используется в официальной статистике — например, в переписи населения, видимо, по причине его «демократичности» и зависимости лишь от воли самого респондента. Как бы там ни было, самоопределение в любом случае не может считаться единственным фактором национальной идентификации.

2. Русский — человек, получивший русскую кровь от своих предков.

Обычно, услышав нечто подобное «просвещенная» публика тут же начинает вопить о замерах черепов, ограничениях в правах, концлагерях и прочих ужасах времен Третьего Рейха. Более подкованные заявляют, что «чистокровных» русских не бывает, ведь как известно, «поскребешь русского — найдешь татарина». С первыми даже говорить не хочется, существование различных народов с различными антропологическими признаками — объективная реальность. Однако не вдаваясь в глубины расологии (эта наука появилась далеко не в нацисткой Германии, исследования велись и в Российской Империи, и по всей Европе), нужно отметить, что раса не равно этнос, и внутри одного народа может существовать несколько расовых типов, хотя и при доминировании одного. Следовательно, замеры черепов сами по себе просто не способны определить национальную принадлежность. Что же касается мифа о этническом смешении внутри русского народа, то еще в 50-х годах антропологическая экспедиция профессора В.Бунака установила, что русский народ — один из наиболее гомогенных и генетически монолитных в Европе, представляющий собой типично европейский тип. Последующие исследования, в т.ч.и в РФ, только подтвердили эти выводы. И в самом деле, если брать период татаро-монгольского ига, то русские девушки угонялись в Орду и там рожали детей от завоевателей, способствуя русификации ордынских земель, обратная же ситуация была крайне редка. Заметим, что именно к этой пресловутой «азиатчине» в русских любят аппелировать все русофобы — от Розенберга до современных «украинствующих западэнцев».

Фактор крови реально существует, причем он влияет не только на внешние, но и на внутренние качества человека, определяя сущность народа в целом. При этом он является наиболее объективным, изначальным и наиболее очевидным признаком, определяющим национальность. Возникает естественный вопрос: как это все измерить(да и стоит ли)?

Обычно предлагается учитывать происхождение индивида - кровь его предков. Представляется разумным, что этнически русским может считаться человек, у которого хотя бы ¾ русской крови, т.е. допускается,чтобы у одного из его родителей был(а) отец или мать нерусского происхождения. Если же кто-либо из родителей нерусский, вопрос решается в особом порядке, который еще предстоит определить, приняв закон о русском народе. Наконец, не надо забывать о том, что современная наука способна определить этническое происхождение по ДНК.

Вернемся к тому, является ли национальная принадлежность определяющим фактором «русскости». На наш взгляд, является, и очень существенным. Однако мы не можем отрицать, что целый ряд выдающихся представителей русской нации были инородческого происхождения. Нельзя, впрочем, не сделать несколько оговорок. Хрестоматийный пример — Пушкин как русский гений эфиопских кровей. На деле же у него было лишь 1/8африканского (по прадеду Ибрагиму Ганнибалу), что позволяет считать его русским. Большинство других великих людей нерусского происхождения, являющихся гордостью России, также имели хотя бы некоторых русских предков. Наконец, исключения только подтверждают правило: проникновение ограниченного числа нерусских элементов в русскую среду иногда способно благоприятно повлиять на нацию в целом, но массовое следование такому порядку вредно и неприемлемо.

Подумайте сами: можно ли всех подряд татар, якутов, а тем более чеченцев записывать в русскую нацию, если они просто живут в России и уважают ее устои, как предлагают некоторые патриоты. Не будет ли это опасной утопией? Да, возможно, при условии личного выбора и выполнении некоторых действий нерусский человек способен заслужить право принадлежности к русской нации, но тем не менее русское происхождение было и остается определяющим фактором принадлежности к русской нации.

3. «Русский по духу».

«Русский дух» - это что-то таинственное, как сама русская душа, а также всеобъемлющее и неизбежное, способное охватить любого человека, проникшегося величием, красотой и духовной силой русской веры — Православия, русского языка, русских традиционных ценностей и культуры. Проще говоря, это религиозно-ценностно-культурно-языковой компонент, принятие которого и делает человека русским.

Подобный взгляд на проблему национальной самоидентификации русских выглядит весьма логично, ведь он основан на целом ряде неоспоримых фактов:

-русские преимущественно бескровно покорили огромные территории Евразии за исторически небольшой срок, при этом проявив милосердие и уважение к другим народам, сосуществуя и сотрудничая с ними (в широком, а не только экономическом смысле) на взаимовыгодной, обогащающей обе стороны основе;

-русская внешняя политика базировалась не только и даже не столько на прагматических интересах, сколько на принципах национальной и религиозной солидарности (панславизм) и мессианской идеи, связанной с Православием( «Москва — третий Рим»);

-тесная связь принципов организации государственной и общественной жизни в соответствии с религиозной и национальной традицией, резко отличающейся от «стандартных» европейских государств;

-неопределенность своего места в мире (кто мы - Европа? Азия? для чего мы вообще нужны?) и в то же время желание «найти высокий смысл во всем» породили поиски национальной идеи, обогатившие русскую мысль и давшие толчок все новым размышлениям следующих поколений на этот счет.

И многое-многое другое. Становится понятно, что духовная составляющая всегда играла беспрецедентно высокую роль в жизни России.

Но насколько этот фактор способен «пересилить» фактор этнический,фактор корней и крови? Велика ли вероятность превращения среднестатистического нерусского в русского подобном образом?

Рассмотрим основные компоненты «русского духа» по порядку:

1. Православная вера — основа русского мировоззрения . Здесь мы не будем вдаваться в великую его ценность для души каждого отдельно взятого человека (для верующих это очевидно, а переубеждением атеистов или иноверцев пусть всё-таки занимаются священнослужители). Посмотрим лишь на роль Православия в жизни России как государства и русского народа.

Сегодня среди националистов стало модно считать, что «крещение Руси разрушило мощную и великую арио — славянскую культуру русов».Так ли это? На самом деле,( и это подтверждается массой исторических источников) единого русского народа в те времена просто не существовало — было множество славянских племён,постоянно враждовавших друг с другом.Именно Православие способствовало централизации русских земель и становлению Древней( Киевской) Руси. Утверждение ,что новая вера насаждалась огнём и мечом смехотворно: во — первых , в те времена все спорные вопросы решались именно силовыми методами, и самих славянских язычников, бунтовавших против христиан , вряд ли можно причислять к пацифистам, а во-вторых , процесс этот по-сравнению с другими странами протекал всё — таки достаточно мирно.Далее,Православная церковь сыграла выдающуюся роль в период татаро — монгольского ига, по сути оставаясь практически единственным фактором, объединявшим русские удельные княжества , и в конечном счете именно она помогла вновь обрести независимость и построить новую государственность. Наконец, Церковь формировала русскую политическую традицию, в итоге выкристаллизовавшуюся в лозунге «Православие,Самодержавие,Народность».Этот перечень можно продолжать очень долго...

Да, Православие тесно связано с Русским государством (в идеале это выражается в византийской теории «симфонии властей»), и потому оно столь ненавистно бунтарям и революционерам всех мастей. Оно сформировало и закалило русский характер, и потому оно так ненавистно многочисленным русофобам. Оно способно возродить русский дух сегодня, и потому агрессивные недоумки, подобно большевистским «воинствующим безбожникам», пилят кресты и оскверняют храмы.

Да, ряд иерархов РПЦ порой совершает действия, недостойные высоты их служения, но разве за их грехи должна отвечать вся двухтысячелетняя церковь со всем сонмом святых и мучеников? Неужели лучше выдуманные как на подбор нерусскими «волхвами» «боги», пляски вокруг уродливых идолов или псевдо - «откровения» - новое оружие, направленное против объединения русских? А может быть, предпочтём секуляризованные «европейские» ценности, уже приведшие ее к духовной и физической деградации?

Разумное возражение со стороны среднестатистического гражданина РФ: дескать, да, Православие — это здорово, но насколько реально сегодня говорить о нём как об определяющем факторе «русскости»? Что же, если я не православный - я не русский?

Отвечаем. Итак, сегодня по-настоящему православных, воцерковленных людей в России не так много — всего несколько процентов. А еще около 70% являются де-факто носителями православной культуры, пронизывающей и наш язык, и классическую литературу, и быт, и традиции. Первоисточник правовых и этических норм, которым мы следуем, - не некие придуманные задним числом «общечеловеческие ценности», а вполне конкретные христианские заповеди. Русский сегодня — человек православной культуры и традиции, а в идеале — и исповедующий православную веру.

2 . Русские традиционные ценности — довольно широкое и комплексное понятие ( которому вполне можно посвятить отдельное исследование). Это:

- г осударственный идеал , выражающийся в стремлении к сильной, персонифицированной власти, стоящей над интересами отдельных социальных групп и классов и заботящейся о всех в равной мере (патернализм), понимание власти как служения и ответственности, стремление к мощной имперской государственности, формирующей особую Русскую цивилизацию, жажда социальной справедливости( не путать с равенством!) и т.д:

- ценности, связанные с православным учением (христианские добродетели) — вера, надежда, любовь, мудрость, справедливость, нестяжательство, мужество, умеренность, смирение, щедрость, целомудрие, усердие;

-ценности общественного характера, связанные с взаимоотношениями людей — соборность (понимаемая как самостоятельный, свободный выбор людей на базе общих высших ценностей), стремление к крепкой традиционной семье, взаимопомощи и поддержки и вообще помещение интересов коллектива выше интересов отдельно взятого индивида и т.д.

Разумеется, подобная классификация не претендует на научную точность и логичность и носит чисто прикладной характер, ведь многие ценности настолько тесно переплетаются между собой, что распутать этот клубок бывает очень сложно.

3. Русская культура в данном случае рассматривается как совокупность ее достойнейших достижений и элементов . В этот перечень обычно включают классические произведения Пушкина, Лермонтова и Достоевского, оперы Чайковского и Глинки, полотна Шишкина и Айвазовского, стихи Есенина и арии Шаляпина, хохлому, деревянное зодчество и вологодское кружево. А как же легендарный танк Т — 34, крейсер «Варяг» или милые родные берёзки, - неужели они не имеют никакого отношения к русской культуре? Здесь мы и приходим к тому, что русская культура — это не обязательно искусство, это прежде всего образы, символы, которые мы связываем с Россией и которые мы впитываем с молоком матери. Теперь становится понятно, почему так болезненно происходит ломка советских культурных стереотипов, усугубляемая нашествием «современной» антинациональной и разрушительной псевдокультуры. Остается верить, что время и здоровые национальные силы расставят всё по своим местам.

4. Наконец, Русский язык не только как инструмент общения, но и как отражение души народа является важнейшей составляющей русского духа. Каждый знающий хотя бы один иностранный язык не раз находил подтверждение последней мысли, ведь как трудно бывает порой адекватно перевести понятие, отражающее иностранные реалии, которые у нас попросту отсутствуют, или наоборот. Язык можно считать зеркалом, в котором отражаются и культура, и религия, и ценности того или иного народа. Именно поэтому человек, не знающий или плохо знающий русский язык в любом случае не может считаться русским.

Мы подошли к ключевому вопросу всей статьи: какую роль играет русский дух в национальном самоопределении индивида и как он согласуется с его этничностью и самоопределением?В идеале русская кровь и русский дух совмещаются и дополняют друг друга в человеке, который вполне обоснаванно считает себя русским. Но реальность нередко бывает сложнее.

1. Будет ли считаться русским человек, знающий русский язык, принявший в себя русскую культуру и ценности и исповедующий православную веру ? Как минимум, он будет считаться другом русского народа, а также он имеет все шансы войти в состав политической русской нации. Самым сильным определяющим элементом здесь будет именно Православие , ведь русскому языку может при желании научиться и человек, не имеющий никакого стремления стать русским, скажем, с чисто утилитарными целями. Культура и ценности, при всей их важности, не поддаются какой-либо формальной оценке и измерению. А вот принятие религии русских — серьезнейший шаг, подразумевающий личный свободный и осознанный выбор. Лукавство и двуличие же в этих вопросах ляжет тяжким грехом прежде всего на душу самого «кандидата в русские». Много ли наберется людей, способных обрести «русскость» путем вышеперечисленного? История показывает, что таких всегда было ограниченное количество, а значит повальным (сдал тест по русскому языку — вошёл в состав русской нации) этот процесс стать никак не может.

2. Если у индивида 100% русские предки, но он отвергает все русское и стыдится своего русского имени, русский ли он? Скажем так, он «паршивая овца» в рядах русского народа. До поры до времени общество продолжает считать его пусть «испортившимся», но все -таки русским, своим и, возможно, даже пытается увести его с ложного пути. Но как нам кажется, существует некая грань, перейдя которую, человек сам себя отторгает от русской нации. В юридическом плане это может быть связано с лишением гражданства за тяжкие и особо тяжкие преступления против общества и государства. Но стоит подчеркнуть, это относится всё-таки к исключительным случаям, ведь в обычной жизни в трудной ситуации мы склонны больше доверять пусть «плохому», но своему, чем внешне безупречному во всех отношениях чужому.

Таким образом, и русское самоопределение, и русская кровь и русский дух являются важнейшими факторами принадлежности к русской нации. Но они не равны по своему значению.

1. Фактор происхождения делает человека русским «авансом», подразумевая, что русским по духу он станет в ходе своей социализации.

2. Фактор «русского духа» играет самостоятельную роль прежде всего для инородцев, являясь результатом их сознательного выбора и позволяя им войти в состав русской нации.

3. Фактор самоопределения не имеет ведущего значения вне предыдущих двух факторов, а действует лишь совместно с ними.

Иначе говоря, стать членом русской нации может тот, кто несет в себе хотя бы два признака из трёх вышеперечисленных.В связи с этим, огромную роль в решении проблемы,которой посвящена данная статья, должен сыграть «Закон о русском народе и русской нации», который, надеемся, в будущем будет всё же принят. Настало время чётко осознать, что мы, русские националисты, хотим и куда стремимся. Ведь, как известно, ясный план действий — уже половина успеха.


Источник