День толерантности: Запад терпел и нам велел

17.11.2012 [ Назад к списку ]
Теги: -

16 ноября «прогрессивная общественность» отмечает Международный день толерантности, а если по-русски, то терпимости. Такие даты учреждаются для того, чтобы привлечь дополнительное внимание к какой-либо проблеме. «Празднику» этому всего 15 лет: 16 ноября 1995 года государства – члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости и программу действий. Документы разъясняли, кого и как надо терпеть.

А годом позже Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, и проводить всяческие мероприятия для учебных заведений и широкой общественности. А как же! Терпимости надо учиться и к ней следует приучать. Правда, слово это вызывает в голове всякие неблагозвучные ассоциации, вроде «дом терпимости». Говорить «толерантность», конечно, сподручнее, но не по-русски, так что остановимся все-таки на терпимости.

Декларация принципов терпимости провозглашает, что все люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах. С одной стороны, это действительно так, а с другой – нет. Иностранцы, например, никогда и нигде не равны в правах с гражданами стран, на территории которых они пребывают. Есть и другие различия, но на них остановимся позже.

Согласно документу, «терпимость» означает «уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

Правда, есть в мире такие места, где, чего греха таить, «культуры» явно недотягивают до этого слова и представляют собой, скорее, варварство. Под стать им и «формы самовыражения», а также «способы проявления индивидуальности». О том, как следует относиться к ним в этом случае, декларация умалчивает.

Зато в документе говорится о том, что на государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Терпимость также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации.

Самым действенным способом предупреждения нетерпимости, согласно декларации, является воспитание, которое начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

В Российской Федерации главным документом, определяющим толерантность, является Конституция, точнее, две ее статьи – 136-я и 282-я. Последняя предполагает ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности. За отмену 282-й статьи, прозванной «русской» (так как к ответственности по ней привлекаются преимущественно русские), давно и безуспешно выступают националисты.

Но даже и без этого к 282-й статье есть вопросы. В частности, вот такой: что, все люди действительно одинаково умны, энергичны, добродетельны, трудолюбивы, законопослушны, чистоплотны, наконец? Вряд ли. Есть умные и есть наоборот, есть трудолюбивые и хронические лентяи, есть добрые и злые, соблюдающие гигиену и заросшие грязью. Есть достойные члены общества и асоциальные типы. Почему же об этом нельзя говорить? Неприлично? А быть такими прилично? И кто тогда им скажет об этом? И почему в таком случае все должны иметь одинаковые права?

Но Запад толкает перед собой толерантность, как асфальтовый каток. 7 октября 2008 года в Париже был учрежден Европейский совет по толерантности и примирению (ЕСТП), занимающийся мониторингом проблемы в разных странах. А в октябре 2012 года ЕСТП предложил Европейскому парламенту проект модельного рамочного национального закона о развитии толерантности, который определяет основные принципы и понятия толерантности. Толерантность стала навязчивой идеей западного общества, которую оно с неослабевающим упорством старается насадить везде и повсюду. Ну а кто особо в этом преуспевают, тому вручают специально учрежденную Золотую медаль толерантности.

Первым медаленосцем стал в 2010 году король Испании Хуан Карлос I. А в октябре 2012 года в Европарламенте золотые медали толерантности были вручены президенту Хорватии Иво Йосиповичу и экс-президенту Сербии Борису Тадичу за исключительную личную роль в процессе примирения на Западных Балканах.

Но давайте зададимся вопросом, что означает толерантность в России. Негров у нас не вешали, индейцев не истребляли, гугенотов не резали, еврейских гетто не устраивали. Российское общество сформировалось давно и существовало в устойчивом сбалансированном виде, способном обходиться без западных новомодных штучек. Зачем же к нам тащат толерантность? Рискнем предположить, что лишь по одной причине: страну накрывают мутные волны мигрантов-азиатов, что вызывает растущее недовольство коренного населения. Вот и нужно призвать его к терпимости, чтобы не мешало. Для этого и создаются всякие программы по развитию терпимости с щедрым финансированием.

На днях, кстати, Законодательное собрание Санкт-Петербурга отклонило поправки, поданные двумя депутатами, предложившими вместо программы «Толерантность» направить бюджетные средства на более важные нужды, сообщает «Независимая газета».

На начатую в 2006 году программу «Толерантность» в будущем году выделят свыше 100 млн рублей. В ее планах – «реализация системы мероприятий по гармонизации вызываемых протекающими в Санкт-Петербурге миграционными процессами межкультурных, межэтнических и межконфессиональных взаимодействий». Цель – «помочь мигрантам влиться в российское общество». Но способны ли они это сделать? Пока мы видим их замкнутое существование в собственной среде, и с русскими они не общаются.

С другой стороны, по данным социологов, более 60% жителей города обеспокоены «национальным вопросом». Число легальных и нелегальных мигрантов растет. К примеру, только выходцев из Узбекистана, по сведениям от узбекской диаспоры, в городе свыше 400 000 человек.

Депутат питерского закса Андрей Анохин считает, что такие программы не нужны: «Петербуржцев не нужно учить толерантности. А деньги нужнее онкологическим и диабетическим больным. Проблема мигрантов есть, но она решается не плакатами и брошюрами, а ужесточением миграционных законов. Если бесконтрольно приезжают тысячи мигрантов, они вместо адаптации к новой среде сбиваются в гетто, живут по своим понятиям, не считаясь с нашими нормами».

Еще один петербургский парламентарий, Анатолий Кривенченко, полагает, что нужно не завозить неквалифицированную рабочую силу, а привлекать рабочих из регионов РФ и решать задачу автоматизации средств труда. Часто нелегалы, задерживаемые за административные правонарушения, приходят в суды, не зная ни слова по-русски, хотя живут в городе не первый год и попадают в суд не впервые. При этом, по словам судебных приставов в мировых судах, нелегалы, как правило, утверждают, что приехали «с целью туризма».

В Петербурге сейчас расклеены объявления на узбекском и таджикском языках с предложениями услуг проституток и врачей широкого профиля. Это заставляет многих горожан еще больше опасаться приезжих, которые начинают ассоциироваться скорее с развратом и криминалом, нежели с уборкой улиц и строительством, пишет «НГ».

Дело дошло уже до того, что неконтролируемый приток миллионов мигрантов поставил перед Россией вопрос: способны ли мы сохранить свою идентичность или нам придется смириться с обострением конфликтов и изменением среды обитания? Такой засады со времен начала ельцинско-гайдаровских реформ не ожидал никто.

Некоторым кажется, будто труд приезжих компенсирует нехватку рабочей силы и помогает развитию экономики, однако в долгосрочном плане минусы притока мигрантов перевешивают все позитивные эффекты. Заполнение российских городов чуждым населением может обойтись стране гораздо дороже, чем нынешняя выгода бизнеса от низких зарплат чужаков. Более половины россиян уже негативно относятся к притоку мигрантов и требуют его ограничить. Но власть делает вид, что ничего не видит и не понимает. А если что-то и говорят, то в том духе, что «время такое, и без этого не обойтись».

А вот власти Австрии обходятся – принципиально сохраняют жесткие миграционные барьеры, несмотря на потребность предприятий в рабочей силе. И страна не впала от этого в экономический коллапс – скорее наоборот. Значит, можно обходиться без пришельцев, если уважать свой народ и заботиться о нем?

В России же чиновники проводят политику неконтролируемого притока рабочей силы, не задумываясь о его долгосрочных последствиях. Приток неквалифицированной рабочей силы по существу поощряется. На улицах черно от множества мигрантов, которые заняты малопроизводительным, а то и вовсе бессмысленным трудом, за которым скрывается отмывание бюджетных денег, перетекающих в карманы начальства.

Вторым бенефициаром от завоза мигрантов является бизнес, который снижает издержки на налоги и оплату труда. Использование мигрантов сопровождается утверждениями, что российские граждане не согласны на такой низкооплачиваемый труд. При этом замалчивается то, что приток мигрантов тормозит модернизацию и повышение производительности труда. Еще один фактор – долгосрочные негативные последствия расселения в стране многих миллионов жителей с чуждыми нам стандартами жизни и поведения.

Но чиновники пребывают в стране грез. «России не хватает 50-70 млн мигрантов» – заявил недавно глава думского комитета по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев. И куда их разместить? По 1-2 мигранта в каждую семью?

Впрочем, до этого осталось не так уж далеко. По оценкам Федеральной миграционной службы (ФМС), в России проживают около 5 млн мигрантов, 3,5 млн из которых являются нелегалами. Неправительственные эксперты считают, что, судя по денежным переводам за рубеж, в РФ находятся около 10 млн мигрантов.

Другие данные говорят, что ежегодно в Россию прибывают около 13-14 млн иностранцев, подавляющее большинство которых – граждане республик СНГ. Постоянно находятся в стране 9,5 млн иностранцев, из них только около 1,5 млн работают и проходят обучение на законной основе.

Только 11% населения сейчас относятся к мигрантам позитивно, а 10 лет назад положительно относились к мигрантам почти 30% граждан. Граждане все больше осознают, что приток неквалифицированной рабочей силы, неспособной интегрироваться в российское общество, – это мощный негативный фактор с долгосрочными последствиями.

«Польза от гастарбайтеров для экономики весьма спорна. Говорить нужно не о пользе для экономики, а о размере прибыли предпринимателей. Для общества же проблемы существенны и очевидны. Иностранцы снижают уровень оплаты труда, вызывают естественную межнациональную напряженность, переходящую в конфликты и протесты», – считает руководитель направления судебной практики «Уральского союза» Дмитрий Ширяев.

«Рабочих рук в сфере строительства, услуг, уборки территорий в стране действительно не хватает. Но трудовая миграция негативно сказывается на увеличении производительности труда, так как часто выгоднее использовать дешевый труд, вместо того чтобы заменить его машинным, автоматизированным. Мигранты готовы получать меньшую зарплату, многие из них работают нелегально и не платят налоги. Это уменьшает возможности местных жителей на рынке труда и наносит прямой ущерб бюджету», – соглашается начальник отдела оценки компании «Финэкспертиза» Александр Дорофеев.

Но все, что могут придумать власти для обуздания проблемы, – это пока проэкзаменовать мигрантов на знание русского языка да взять с них отпечатки пальцев. С 1 января 2013 года вступит в силу поправка к Федеральному закону № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Без прохождения процедуры дактилоскопии ни один иностранный гражданин не будет иметь права работать на территории страны.

Надо думать, ни то, ни другое их не испугает, и они и дальше будут накатывать на страну, показывая чиновникам один из этих пальцев в известном жесте.



Источник