России нужны не 150 миллионов мигрантов, а 300 миллионов русских и славян

18.10.2012 [ Назад к списку ]
Теги: -

Кто бы мог подумать, но решение ключевых проблем нашего государства, оказывается, настолько элементарно: всего-то нужно увеличить население России вдвое! Разумеется, за счет мигрантов. И это – не дурная шутка, а позиция, причем не кого-нибудь, а председателя думского комитета по делам национальностей Гаджимета Сафаралиева.

Рассуждая на тему важности создания государственных центров адаптации для граждан, приехавших на заработки из близлежащих стран (как мы понимаем, прежде всего из Среднеазиатского региона), Гаджимет Керимович мыслил масштабно: «Я могу сказать, что нашей стране для нормального социально-экономического функционирования не хватает около 150 миллионов человек. Фактически населения должно быть в два раза больше. Поэтому подобные центры миграции есть в странах Западной Европы, где не хватает своего населения, и они эффективно работают».

Остается, правда, закономерный вопрос, откуда взять столько центров адаптации, и не предполагается ли кинуть на это благое дело все коренное население России. Но, оставив за скобками горький стеб над уже фирменным единороссовским стилем высказываний, признаем: проблема адаптации мигрантов к условиям жизни в чужой стране действительно стоит остро – гораздо острее, чем вопрос об их необходимом количестве. Тут-то понятно, что г-н Сафаралиев, деликатно выражаясь, погорячился.

Представляется очень любопытной инициатива Общественной палаты о создании сети центров социальной адаптации для мигрантов. Соответствующую концепцию «общественники» уже отправили на рассмотрение в Федеральную миграционную службу, однако решаться ее судьба будет, очевидно, все-таки повыше. Сложно не приветствовать сам факт неравнодушия к проблемам «неокультуренных» мигрантов, которые автоматически становятся и проблемами местного населения, но развернем обертку яркой конфеты и посмотрим, что там внутри.

Внутри все выглядит внешне прилично. Концепция в рамках так называемых центров адаптаций предусматривает создание школ, аптек, медпунктов, салонов красоты и прочей «профильной» инфраструктуры для мигрантов. Предполагается, что каждый мигрант сможет получать некий комплекс услуг, включая юридическую поддержку и помощь в трудоустройстве. Также приезжие рабочие смогут пользоваться компьютерными классами, посещать курсы русского языка и даже обращаться к «своим» риелторам для аренды жилья.

Сказка, а не жизнь! Социализм для отдельно взятой соцгруппы. Общее впечатление портят разве что навязчивые вопросы, ответы на которые в указанной концепции (по крайней мере, пока что) не найти. И главный из них: в чем все же призвана заключаться основная цель этих центров – в контроле над мигрантскими потоками с тщательным отсевом нелегалов (тем более криминальных) или же исключительно в обеспечении комфортного пребывания мигрантов в чужой среде без каких-либо весомых обязательств перед государством (мол, радуйтесь и тому, что какой-никакой присмотр)?

Остается также неясным механизм самой адаптации, а также то, насколько она в принципе будет конечной. Можно ведь «адаптироваться» до скончания дней, так, по сути, и оставаясь цивильным в рамках лишь исключительно своей культуры, а вот стоит оказаться среди местных... Предполагается, что центры адаптации все же должны стать некими фильтрами, но вовсе не гетто, образуемыми вокруг «своих» школ, магазинчиков, офисов и поликлиник. При всем беспределе отечественной миграционной политики, мы все же еще не дошли до официальных азиатских кварталов. Быть может, кому-то это и покажется оптимальным выходом, но недавние погромы в некоторых супертолерантных европейских столицах показали, что гостеприимство лучше сдерживать в неких рациональных рамках, чтобы не случилось как в известной детской сказке про лубяную избушку.

Итак, центры должны стать не гетто, а именно что временным этапом в биографии добропорядочного мигранта, который приехал в Россию не барыжить наркотой, а, скажем, работать в розничной торговле. Представители крупных розничных торговых сетей сетуют на постоянную нехватку кадров. Местные не горят желанием идти работать в супермаркеты – в лучшем случае метят на позицию кассиров (с перспективой возможного последующего перехода на работу в брендовые бутики), а уж катать тележки с коробками... Горькая правда есть и тут: последние лет -дцать в сознание обывателя планомерно вдалбливалось презрение к простому физическому труду. Не помогают ни доводы о том, что, работая грузчиком в магазине, можно вполне сэкономить на бестолковом фитнесе, ни рассказы нынешних гламурных небожителей о трудностях начала карьеры, когда разгрузка вагонов не стала препятствием к славе. Но ведь мало вдохновлять – нужно и элементарно хорошо платить. А хорошо платят уборщицам разве что в офисах «Газпрома» и нефтяных гигантов... Эта светлая мысль, впрочем, не приходит к владельцам торговых сетей – да и зачем? Проще выторговать у государства квоту на 25% мигрантов в штате.

В беседе с обозревателем KM.RU инициативу главы думского комитета по делам национальностей и Общественной палаты РФ прокомментировал известный социолог, директор Института демографических исследований, главный редактор портала «Демография.ру» Игорь Белобородов:

– Направленность мысли председателя комитета абсолютно правильная и конструктивная. Нам действительно не хватает демографического ресурса, а проще говоря, людей, что не требует доказательств, поскольку прекрасно видно на фоне существующих экономических, социальных, геополитических, военных тенденций. Люди нужны как воздух. И, конечно же, эта цифра не замыкается на ста пятидесяти миллионах. На самом деле нам не хватает миллионов трехсот, а то и больше, если взять наше пространство, существующую плотность населения. Другое дело, как решать этот вопрос.

Подходы к вопросам миграции неодинаковы по всему миру. В свое время в Германии была сделана ставка на репатриацию (возвращение соотечественников. – Прим. KM.RU), равно как и во Франции времен де Голля. На такой же политике долгое время держалась Япония, которая сегодня вообще считается почти закрытой для мигрантов страной. Можно присовокупить сюда и Израиль с его колоссальным опытом возвратной миграции, возвращения соотечественников, имеющих там корни по материнской линии. Мы видим, что страны, реализовывающие подобную политику, безусловно, процветали.

Реально путем репатриации мы могли бы привлечь в страну от 4 до 8 миллионов соотечественников, проживающих за рубежом; можно было бы работать по привлечению мигрантов из славянского культурного пространства, потомков от смешанных браков. Это реально сделать, хотя, конечно, очень непросто. Это – сверхзадача, достойная стать в России национальным мегапроектом. Но это не должно стать новой редакцией программы по переселению соотечественников – хорошей инициативы, но не позволившей достигнуть тех цифр, которые сегодня нам нужны. Я считаю, что лишь миграция ментально близких нам людей может помочь России, только она допустима в нынешних политических условиях. В противном случае есть опасность просто развалить государство – тому существует немало примеров.

– Нет ли опасности, что центры адаптации мигрантов образуют вокруг себя настоящие гетто?

– В том-то и дело, что это – путь к созданию сети настоящих гетто по всей стране. Нигде, ни в одном государстве мира, будь то Австралия или США, Европа или Латинская Америка, не получалось адаптировать, ассимилировать приезжих инокультурных людей. Никто не будет отказываться от своей национальной идентичности. В свое время Австралия что только не предпринимала, запуская программы ассимиляции, разрабатывая так называемые кросс-культурные проекты сосуществования, – не сработало. Сейчас к осознанию этого приходят страны Скандинавии, отказываясь от политики открытых дверей. Почему у нас не рассматривается международный опыт такого рода? Ведь накоплено уже столько доказательств заведомой провальности такой глупой политики...



Источник