Павел Святенков: Советские люди как рабы рабов

18.12.2012 [ Назад к списку ]
Теги: -
Советские люди как рабы рабов

Прочитал дискуссию про советских людей и решил высказаться. Главный вопрос дискуссии, по сути, следующий, является ли для русских ценным советское наследие, понимаемое не как фабрики-заводы, а как человеческий психотип?

То есть «советский человек» - он существует ли, а если существует, то нужно ли его холить и лелеять или напротив – сжечь в печи?

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

Я сторонник гегелевской философии истории и её толкования великим русским философом Кожевниковым (Кожевом).
Напомню, что Гегель создал миф о противостоянии Раба и Господина, который с его точки зрения являлся стержнем мирового исторического процесса. Если вкратце, в основе всего лежит желание признания со стороны другого индивида. Причем признания в качестве Человека.

По Гегелю, двое вступают в противоборство. Один из них ставит жизнь на кон, другой пугается. Тот, кто поставил на кон жизнь, становился Господином. Испугавшийся – Рабом. Господин получает от Раба признание себя в качестве Человека. Признание это неполное, так как Раб с точки зрения Господина – не человек.

Дальше Раб начинает работать на Господина, постепенно приобретая в процессе Труда человеческое достоинство, ибо он вынужден мыслить, чтобы примириться с реальностью. Раб проходит через стоицизм, то есть безразличное претерпевание сыплющихся на него бедствий, но уходит от него по причине скуки – скучно терпеть плевки, нет от терпения никакого проку.

Далее он становится скептиком, полагает, что мир лежит во зле и все есть зло. Тогда логично совершить самоубийство, но скептик страшится сделать последний шаг и потому скептицизм рушится, ведь получается, что жизнь самого Раба не есть зло, значит – в мире есть что-то доброе.

Следом идет «разорванное сознание». Основная идея – на земле ад, но на небесах за хорошее поведение будет рай, то есть примиряются стоицизм с его необходимостью терпения и скептицизм с его отрицанием посюстороннего мира. Постепенно Раб путем совершенствования превращается в Буржуа, а затем и в Гражданина. Гражданин – сам себе Господин и Раб, противоборство заканчивается, а Господин изгоняется. Граждане признают человеческое достоинство друг друга.

СУЩНОСТЬ СОВЕТСКОГО СТРОЯ

Особенность советского строя, не предусмотренная никаким Гегелем, заключалась в том, что в ходе Октябрьской революции Рабы изгнали Господ, но гражданами не стали.

Почему так произошло? Дело в специфической форме промышленного производства. Крестьянин, изгоняющий феодала, становится собственником своей земли. Горожанин, изгоняющий графа, становится гражданином средневекового города-государства.

Но рабочий, изгнавший акционера своего предприятия, не в силах стать гендиректором. При этом предприятием все равно должен кто-то управлять. В условиях развитого капитализма рабочий вполне по Гегелю постепенно превращается в совладельца предприятия, получает вознаграждение не только деньгами, но и акциями. Тем самым противоречие между трудом и капиталом снимается.

Но советские создали систему государственного капитализма, в рамках которой Рабами стали управлять другие Рабы. Возникла система двойного рабства, когда рабочим-рабом стал руководить раб-директор.

Почему, спрашивается, директор в такой системе раб? Он же начальник? Все так. Но в СССР директора можно было совершенно свободно поставить к стенке в любой момент. И он ничем не владел.

Возникли целые сословия высокопоставленных рабов. Например, рабы-спортсмены. Пока человек бегал или тягал штангу, он получал «стипендию». Как только уходил из спорта – выбрасывался на помойку, на нищенскую пенсию. Помню дикую историю армянского штангиста, после героической спортивной карьеры загибавшегося в безызвестности. Армянские Уважаемые Люди собрались и решили поддержать несчастного, назначив его директором шашлычной. Бывший олимпийский чемпион быстро пошел в гору. Смешно? Но это стандарт.

Генеральный конструктор космических кораблей Королев лучшие годы провел в концлагере, в шарашке. И умер от того, что во время операции ему не смогли вставить в горло какую-то дыхательную трубку – врачи не смогли открыть Королеву рот, потому что следователи сломали будущему генеральному конструктору челюсти, что Королев скрывал.

Советские люди были именно Рабами. Частная собственность отсутствовала, признавалась только личная собственность (на носки, подтяжки, кусок мыла и т.п.). Не позволялся даже крошечный частный бизнес. Я помню, как в конце 70-х по домам ходили точильщики ножей. Эти мужики, часто инвалиды, с собственными точильными станками – верх советского частного бизнеса. Да, еще вроде бы частными были крошечные будки «ремонта обуви».

Итак, в рамках советской системы Рабы управляли Рабами. Слой Господ в советской системе был. Но он был крайне малочисленным. По сути дела, к нему принадлежал только Сталин в ранний период существования СССР. А в последние десятилетия – вообще никто, так как даже членов Политбюро можно было выкинуть на пенсию, даже генсека (что хорошо видно на примере Хрущева).

Естественно, это не могло не вызвать бунта Рабов-Управляющих, который мы и видели в перестройку. Они захотели стать просто Господами, и удачно конвертировали власть в собственность.

Но советские люди остались. Почему? Потому что система, в рамках которой Рабы правили Рабами, вызывала иллюзию равенства. Дескать, «чай не графья нами правят, а такие же рабы, как мы сами».

Сохранившиеся Рабы, вместо того, чтобы требовать прав для себя, требуют бесправия для Начальства. Это суть советского человека.

Вместо того, чтобы сказать – «я полноправный гражданин, требую от государства уважения к моим правам и статусу, а от властей – работы на меня, ибо я есть работодатель власти», советский человек требует неиллюзорно покарать «Чубайса». Причем кара всегда воспринимается не как справедливый суд, а как расстрел без суда и следствия.

С этой целью советский человек находится в постоянном поиске Сталина и готов простить кандидату в Сталины любое насилие лично над собой, любое ограбление лично себя, лишь бы «новый Сталин» пообещал Чубайса без суда и следствия грохнуть.
По сути дела, современный советский человек есть садо-мазохист, готовый претерпевать сладостную Боль от любимой Власти, лишь бы последняя мучала и истязала также и остальных.

Это можно назвать «левой» идеологией, ибо она подразумевает всеобщее равенство в едином концлагере.
Может ли разрушиться советское рабское сознание? Да, может. Советский человек разрушается от самого факта существования русских. То есть тот факт, что кто-то не есть Раб, причиняет советскому человеку невероятную боль. Как же так? Ведь советский человек бесплатно добывал нефть на Ямале во благо Власти, даром трудился на заводе во имя Правительства, сидит на копеечной пенсии, чтобы Повелитель мог купить новый Мерседес.

И вдруг появляются люди, которые требуют для себя прав. А какие могут быть права, когда нужны только садо-мазо-обязанности?

Советское рабство уходит в прошлое, ничего с этим не поделаешь. Другое дело, что советские еще много будут гадить исподтишка. Например, пытаться продать Россию «евразийству» или Рамзану Кадырову (который видится им вожделенным Сталиным). Но советские часы свое отбили. Важно лишь, как долго советское мировоззрение задержится на нашей земле. Ибо оно – единственная опора власти и единственное основание для гибели русского народа в наши дни.

Павел Святенков, политолог, член ЦК НДП
Источник