Путин не смог отказаться от русофобской политики

07.01.2013 [ Назад к списку ]
Теги: -

Под шум грандиозного скандала вокруг «закона о сиротах» президент России утвердил новую Стратегию государственной национальной политики до 2025 года. О проекте Стратегии говорилось много, хотя широкого ее обсуждения не было. Дискуссия велась «под ковром». Основные тезисы Стратегии были ожидаемыми. Вновь говорится о России как государстве 193 народов. Отмечается, что в России используется 277 языков и диалектов.

Правда, в Стратегии говорится о роли русского народа, но предельно невнятно: «Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ». Может показаться, что русский народ играет роль ядра и в современных условиях, не так ли? Но далее в Стратегии написано: «Современное Российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русского культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный (цивилизационный) код».

То есть получается так. «Исторически» был какой-то русский народ (есть ли он сейчас, нет ли – авторам Стратегии, видимо, неизвестно). Этот самый русский народ был «ядром» (хорошо, что не «цементом») Российского государства. А сейчас, в современной ситуации, в центре этого государства находится уже не русское «ядро», а некий «цивилизационный код».

Причем расшифровке этот код не поддается. Не считать же таковой утверждение об «особом стремлении к правде и справедливости». К правде и справедливости стремится любой человек и любой народ, а «особое» стремление – просто ничего не значащее слово.

Как видим, критика оппонентов Стратегии учтена: русский народ в документе упомянут как некое далекое прошлое, которое многонародное государство 193 народов и 277 языков и диалектов, видимо, счастливо преодолело.

Действительно, дальше говорится о некой «российской нации», главным достоянием которой является «многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности». Упрочение многонационального народа Российской Федерации (он же – российская нация) названо главной целью государственной национальной политики, как и сохранение и развитие этнокультурного многообразия России.

Конечно, во многом говорящееся в Стратегии – обычная политкорректная болтовня. В самом деле, очень трудно критиковать разглагольствования о многонациональном многонародном многокультурном многоэтническом мультирелигиозном народе в связи с полной бессмысленностью таковых. Многонациональных народов в природе не существует. Это – советская химера, уже приведшая к краху как СССР, так и все государства, созданные по советской модели.

Напомню, что советская модель национальной политики сводилась к созданию на территории СССР великого множества этнических субъектов с бюрократией, сформированной из представителей титульного народа, во главе. Затем эти республики натравливались на русских. Держалась эта модель только на коммунистической идеологии. Более того, две республики СССР, Украина и Белоруссия, даже были членами ООН, то есть имели все признаки независимых государств с точки зрения международного права.

Естественно, как только власть коммунистической партии пошатнулась, СССР развалился буквально за пару лет. Его примеру последовала Чехословакия, состоявшая из двух союзных республик – Чехии и Словакии, а также Югославия, провалившаяся в многолетнюю кровавую гражданскую войну.

Можно сказать: все только критиковать горазды. Ты, это, кисть давай. В смысле, как правильно-то?

Давайте посмотрим, как правильно. Любое современное государство должно создавать «гражданский коллектив». Это политкорректное название нации. Но что такое нация? Сообщество граждан, обладающих правами и гарантирующих права друг другу. На основе чего возникает нация? На основе народа или союза народов. Почему именно народа, а не индивидуальных личностей? Потому что если бы нация состояла просто из людей, наделенных правами, она должна была бы быть одна на весь мир. Ведь права человека универсальны. Но наций много. Все они вырастают на базе соответствующих народов-этносов.

И в этом нет ничего страшного. Да, народ – явление природное. Но ведь и человек – природное явление. Не робот же.

В наших условиях нация может быть создана только на базе русского народа, составляющего 80% населения страны. Даже Стратегия, процитированная выше, признает русских «ядром» (правда, в прошлом).

Но есть и другие народы. У них есть свои законные права. Эти права надо соблюдать. Значит, русская нация может быть создана на базе союза народов во главе с русским народом. Кому-то, быть может, не понравится слово «во главе». Тогда можно сказать: «объединенных вокруг русского народа». Над конкретным термином можно подумать.

Далее: необходимо, чтобы на территории России не было этнических субъектов Федерации. Тут есть тонкая проблема. Народы имеют право на особый статус своих национальных территорий, но при этом эти территории не могут обладать более высоким статусом, чем обычные края и области. Иначе – неизбежные попытки отделения и создания собственных национальных государств, чем уже два десятилетия занимается, например, Татарстан.

Но как же право народов на самоопределение, спросите вы? Оно же международно признанное... Это – правда. Но кто сказал, что татары должны самоопределяться только в границах Татарстана? Страной национального самоопределения татарского народа должна стать вся Россия! Это тем более верно, что больше половины российских татар проживают за пределами своей «титульной» республики». Точно такая же логика действует и в отношении прочих народов России.

Действительно, официальная Стратегия говорит, что в нашей стране 193 народа. Замечательно. Но все ли они имеют республики? У нас их всего 16, плюс автономная область и автономные округа. В рамках советской национальной модели надо наклепать 193 республики: для каждого народа – свою. Естественно, это смехотворно: никакое государство такого дикого устройства не выдержит.

Нужно, чтобы все субъекты Федерации были равны и назывались, допустим, «землями» или «губерниями» (конкретное название можно обсудить). При этом в названии можно сохранить имя народа, составляющего большинство на данной территории: например, Татарская губерния (или земля). Важно, чтобы не было этнократических режимов, оттесняющих русских от руководства соответствующими регионами, создающих ситуации национальной дискриминации и при этом подрывающих территориальную целостность страны, ибо все они являются сепаратистскими.

Тогда возможно постепенное создание единого пространства, в котором примерно 90% населения будут русскими если не по буквальному этническому происхождению, то по мировоззрению и культуре.

Еще в советское время появились формулы «русский еврей», «русский татарин», «русский китаец». Причем в 90-е над ними было принято смеяться. Дескать, как можно быть русским и татарином сразу? «Дело нечистое».

А ведь если смотреть в корень, то можно повернуть и по-другому. Русский китаец – это русский, у которого были китайские предки. Такие люди бывают. Конечно, такой человек еще не «дозрел» до того, чтобы именовать себя просто русским, но здесь спешки и не требуется. Не он, так его дети или внуки назовут себя именно так. Важно, чтобы была возможность интеграции в русские у тех, кто этого захочет.

А для этого нужно прямо сейчас отказаться от русофобской советской национальной политики, иначе она воспроизведет проблемы, с которыми столкнулся на излете своего существования Советский Союз, и поставит нынешнюю Российскую Федерацию на грань распада.

Павел Святенков


Источник