«Русский вопрос»

30.06.2011 [ Назад к списку ]
Теги: -

Евгению Ихлову смешны Грызлов с Зюгановым, затевающие в Думе слушания по «русскому вопросу». И впрямь они смешны. Да и что может быть хорошего из Думы? Колонка Ихлова дышит этим верным чувством. Но русский вопрос она не отменит.

Можно ли на деле преобразить Российскую Федерацию, остающуюся империей, хоть и меньшей, чем СССР, в русское национальное государство, за которое она себя выдает? История примеров не знает. Империи либо стоят на своем и растут, либо распадаются - кроме нашей все распались. Но власти РФ хотят удержать империю - в Чечне Ельцин показал это открыто - и по-прежнему взваливают эту задачу на русский народ. Ее выполнение им важней, чем его благоденствие и свобода. Положение русских в «своей» империи иное, чем у титульных народов в других империях, - тут и встает «русский вопрос». Национальный. Но национальный вопрос – всегда социальный, и русский вопрос особенно.

Положение русских в Российской и советской империях было национальной трагедией. Ихлов видит и алкогольную деградацию, и атомизацию семьи, и социально-экономическую разруху крестьянской Руси и прочее, но когда он предлагает, чтобы для спасения русских от всего этого парламентские партии России обратились к народу с призывом отвергнуть путинизм, он шутит слишком горько. Видимо, решил, что никого спасти уже нельзя. Оно верно, если сводить дело к Путину, большой вклад которого в народное бедствие бесспорен. Но не с Путина оно началось, и даже не с Ельцина, поставившего Путина. И счесть даже в шутку спасением замену Путина Зюгановым, Чубайсом или Лимоновым означает закрыть глаза на русский вопрос. А за ним не только прячется империя - он выдает и реальную трагедию народа.

Есть разница между порабощением жителей завоеванных земель страной, жители которой свободны, и страной, жители которой сами порабощены. Сколь ни различно было отношение англичан к их былой империи, они не дивились, что их не любят ни в Индии, ни в Африке, а большинство русских поныне недоумевает, откуда взялась русофобия, ставшая, кстати, не последней среди причин развала СССР. Разве русские в массе не были бесправны, разве они жили лучше других народов СССР? Конечно, не лучше, часто и хуже, но, как сказал мне однажды советский офицер-"афганец": «Мы подневольные колонизаторы». В том и трагедия русского народа, что, закрепостив, его вынудили подпирать империю и при сменах ее царей и генсеков оставляли бесправным, неспособным помешать власти ввергнуть страну в очередную катастрофу, наплыв которой мы ощутили в последние годы Брежнева, а от нее все, что потом, вплоть до Путина. Он не с неба упал, не сам захватил власть. Он «сын своего класса», номенклатуры. Если что, его заменят, оставив все как есть.

Беда не в том, что власть не запрещает, как советует Ихлов, иронически обнажая ее позицию, передавать по федеральным каналам абсурдные утверждения, будто «русский народ может быть лишь имперским», а без империи «особого смысла в его существовании уже как бы и нет», и не пресекает заодно передачи о конце света. Беда в том, что на этот вздор нет возможности отвечать, напоминать о реальности и публично обсуждать, как русскому народу жить, не будучи имперским. Ведь для этого надо изменить устройство страны, в которой лишь воображение тандема способно провидеть модернизацию техническую без социальной и политической. А время Петра Великого прошло. Потому и настало время русского национального государства, всамделишного, а не показного, прикрывающего империю.

Стимул к нему - не стимулы других народов, помянутые Ихловым: независимость, единство, самобытность и права. Нам отказывают в правах не колонизаторы, а своя, и при Николае, и при Сталине, и при Путине, независимая, единая, самобытная вертикальная власть. Стимул к русскому национальному государству - необходимость сбросить бремя служения опорой империи, отвергнуть приказную ненависть - то к Венгрии, то к Чехии, то к Афганистану, то к Чечне, то к Молдове, то к Грузии и всегда к Америке. В свободе думать о том, чтобы русских не убивали, чтобы они учились и женились, чтобы втрое росли расходы на родильные дома и школы, а не на оружие - благодаря Сахарову, Королеву и другим наша страна на немалый еще срок неуязвима.

Национальное государство не собирает всех составляющих один народ. Священной империи германской нации наследуют и Германия и Австрия - два национальных государства, да и в Швейцарии немцы живут. В Европе множество иностранцев, имеющих равные права. Проблемы в странах, желавших быть мультикультурными, не так от вражды к приезжим, как от того, что иные, хоть вовсе не все, приезжие не приемлют норм страны, куда перебрались, и порой не ограничиваются соблюдением своих бытовых обычаев, а доходят до отказа соблюдать законы принявшей их страны, что и ведет к конфликтам. Но это разрешимо и без всеобщей этнической однородности.

Нет смысла бранить Путина, если молчать о коренной причине его неудачи в налаживании российского хозяйства, да еще при исключительно благоприятном для нас подскоке цен на газ и нефть. А причина эта – империя, имперский порядок с имперским мышлением. Оттого и перевернуты понятия. Коррупция у нас не взяточничество, как всюду в мире, а государственная система кормления чиновников, потому и взяткополучатель неуязвим. Чтобы с ним совладать, государству надо самому судить себя, - а где такой суд? «Олигархи» у нас не просто крупные дельцы, как всюду в мире, но доверенные лица государства, ими руководящего. И во всем так: ценностные отношения подменены административными, имперскими. А известно, к чему это ведет. Брежнев и Сталин оружие делали, а страну разоряли. Грызлову с Зюгановым «русский вопрос» дорог как прикрытие и манок империи, а за нее держатся не они одни. Имперский хор разнообразен. В нем и «староимперец», бывший «соловей генштаба» Проханов, и многоголосые русские нацисты, и тоже многоголосые новые большевики, и Чубайс, проповедующий либеральную империю, и сам Ихлов с умозрительными доводами, будто русского национального государства вообще не может быть.

А «младонационалисты», как кличет их Ихлов, не на виду, им нет регулярного места в средствах информации, с ними не ведут равноправных дискуссий. Но они-то ищут порядка не имперского, хотят, чтобы власть была не вертикалью, а скорее пирамидой с широким горизонтальным самоуправлением и чем выше, тем меньше принимала конкретных роковых решений, зато блюла законы и право. Чтобы образ жизни не навязывали свыше, а определяли сами люди внизу. В этом состоит главный для всей России русский вопрос: выходить русским из империи или дальше тащить ее на плечах? Речь не о восстановлении княжества Ивана III, а об избавлении Руси от изнуряющей ее борьбы против жителей колонизированных земель, стремящихся к самостоятельности, победить в которой нет средств кроме геноцида.

Альтернатива русскому национальному государству – иронизируя и веселясь, ждать неизбежной и кровавой гибели империи.



Поэль Карп
Источник