Издержки дружбы

15.07.2011 [ Назад к списку ]
Теги: -

Терри Мартин. Империя «положительной деятельности». Нации и национализм в СССР, 1923–1939.

– М.: РОССПЭН, 2011. – 663 с.

В 2001 году на английском языке вышла монография профессора Гарвардского университета Терри Мартина, посвященная раннему этапу советской национальной политики. Она сразу же стала классикой. Через 10 лет русский перевод сделал ее доступной для российского читателя. Говорят, сейчас готовится и перевод на украинский язык, что неудивительно: основное внимание в своей книге Мартин уделяет именно Украине, ведь украинцы были в СССР самым большим национальным меньшинством, а Украина – самой большой союзной республикой, руководство которой стояло в авангарде советской национальной политики.

Правда, название книги перевели неудачно. The Affirmative Action Empire, как охарактеризовал Мартин СССР, – это не просто империя «положительной деятельности», это империя позитивной дискриминации. На Западе аффирмативным действием, или позитивной (компенсирующей) дискриминацией, называют политику предоставления преференций ранее притеснявшимся меньшинствам. Бывшие «белые угнетатели» должны потесниться и дать дорогу цветным и гомосексуалистам. В СССР же большевики решили (в масштабах целой страны!) потеснить русских, как бывшую нацию угнетателей, шовинистов и держиморд, по словам Ленина. Русских в Средней Азии и Украине увольняли с работы в госаппарате, чтобы заместить их нерусскими, у русских крестьян и казаков на Северном Кавказе, в Казахстане и Средней Азии изымали землю в пользу националов, русские деревни в Татарстане облагались большим налогом – и в это время советская власть вводила квоты для националов, открывала национальные школы, создавала национальную культуру. Затем советская власть, опасаясь растущего русского недовольства, начала пресекать факты прямой дискриминации русских, а в середине 1930-х годов даже отчасти реанимировала русскую культуру («Пушкин наше все»).

Но на протяжении всего советского периода русские оставались дискриминированными по такому важнейшему параметру, как наличие собственной национальной государственности в составе Союза. Советская власть даровала всем крупным национальностям собственные национально-территориальные образования. Те народы, которые не получили своей союзной или автономной национальной республики, получали автономные области. Советская власть щедро прирезала национальным республикам соседней русской земли: в 1924 году 16 уездов с населением в 2 млн. человек получила Белоруссия, а чуть позже Украина едва не разжилась территориями Курской и Воронежской губерний. А русские при этом были лишены своей русской республики. «РСФСР так и не стала официальной представительницей русских национальных интересов», – констатирует автор.

«Русские в Советском Союзе всегда были «неудобной» нацией – слишком большой, чтобы ее проигнорировать, но в то же время и слишком опасной, чтобы предоставить ей такой же институциональный статус, какой был у других крупных национальностей страны», – пишет Терри Мартин. Советская власть боялась, что русская республика, с ее территорией, ресурсами и численностью, разбалансирует СССР, а ее руководство создаст опасную конкуренцию общесоюзному Центру. Поэтому русских в СССР некому было защищать: союзное руководство занималось другим, а руководство национальных республик о русских и слышать не хотело. Так, в Казахской АССР местные казахские власти сделали все возможное, чтобы воспрепятствовать созданию русских округов.


Потеснили угнетателей

«В империи позитивной дискриминации русское национальное самосознание сознательно притуплялось для того, чтобы укрепить единство многонационального советского государства», – пишет Мартин. Как это напоминает современную Россию! Это и неудивительно: фундамент Российской Федерации был заложен именно советской властью. Отсюда актуальность книги Терри Мартина: в ней рассказывается о том, как формировались основы современной российской государственности, краеугольным камнем которой является «позитивная дискриминация» русских в пользу институализированных нерусских меньшинств.



Александр Храмов