Не успела в Твери отгреметь выставка «Россия для всех», как уже через месяц в Москве открылась выставка «Я русский!». Но только не подумайте
чего: она тоже призвана взращивать толерантность, и делает это максимально старательно.
Нетолерантно звучащее название выставки «Я русский!» может на первый взгляд смутить. Но организаторы Алексей Кнедляковский и Алексей Иорш подобрали его не случайно. Дело в том, что они решили подойти к
развитию толерантности весьма оригинально: назвав выставку «Я русский!», организаторы… не допустили к участию в ней русских! До самого открытия экспозиции (оно состоялось 20 июля) на сайте
галереи А3 висело объявление: «К экспонированию принимаются работы художников, считающих себя русскими, но этнически русскими не являющихся». Сейчас это объявление исчезло, но кэш «Яндекса»
всё помнит.
В уютных залах галереи АЗ, спрятавшейся в глубине Староконюшенного переулка, разместились картины таких замечательных художников, как Магомед Кажлаев, Лусинэ Джанян, Тивур Шагинуров и
др. Интересно, а если бы в проекте захотел поучаствовать художник с подозрительно русским именем, какой-нибудь Иван Иванов? Наверно, организаторы сделали бы круглые глаза. Потребовали бы с
нахала справку о национальности. Ну а потом бы выставили Иванова за дверь. Потому что ему не повезло в России родиться этнически русским. А это нетолерантно.
На выставке представлено много замечательных работ. «Бодхисатва» Николая Шиняева (не подумайте чего, Шиняев — этнический калмык), «Африка» Константина Инал-Ипа, «Осетинские мотивы № 1 и
№ 2» Магомеда Кажлаева, «Эстер и Ахашверош» (автор Ривка Беларева)… Впрочем, о русских там всё-таки не забыли. У самого входа висит картина «Патриотическая» (художник КАМА). На ней на фоне
цветов российского флага семечковой шелухой выведено слово «Россия». А Азиз Азизов изобразил «Мантру среднерусской полосы»: задумчивый мужчина сидит на стуле, а вся картина исписана словами
«я русский» и «халва». Ну а Лусинэ Джанян белой краской на синем фоне обратилась к «народу Российской Федерации»: «На основании Конституции РФ прошу считать меня русской».
Если Кнедляковский и Иорш во имя толерантности стали делить художников по их этническому происхождению, то Виктор Бондаренко и Дмитрий Гутов, в середине июня организовавшие в Твери
выставку «Россия для всех» http://www.rg.ru/2011/06/14/vistavka-site.html , пошли по другому пути. Они решили «обличить в нечистоте крови» деятелей русской культуры и истории. Посетители
выставки могли лицезреть надписи: «Владимир Высоцкий еврей по отцу», «Василий Жуковский турок по матери», «Александр Невский — внук осетинки». Видимо, прогрессивная художественная
общественность, что в Москве, что в Твери, сочла сегрегацию и расизм лучшими союзниками в борьбе за толерантность. Наверно, следует ожидать и скульптурной выставки, на которой штангенциркулем
будут измерять черепа — как самим художникам, так и статуям знаменитостей — ну чего не сделаешь ради дружбы народов?
Выставки в Москве и Твери объединяет не только шовинизм исполнения. Их объединяет и содержание: русская нация, данная в модусе своего отсутствия. Свою толерантность организаторы строят,
по-разному обыгрывая этот мотив. «Россия для всех» хочет выписать из русского народа общепризнанных деятелей русской культуры. Никому никогда в голову не приходило посчитать, сколько
«нерусской крови» в Жуковском или Лермонтове. Но организаторы выставки это посчитали, чтобы сказать нам: те, кого вы относили к достоянию русской нации, на самом деле ненастоящие,
«невсамделишные» русские. На каждого найдётся кровиночка нерусской крови — не еврей отец, так бабушка осетинка. Так что сидите да помалкивайте, а не то возьмём штангенциркуль и всех
повычёркиваем из русских, и никого не останется.
Смысл проекта «Я русский!» точно такой же. Выставка в галерее А3 демонстрирует: русские — это пустое множество, наполненное в лучшем случае шелухой сгрызенных семечек. Этнически русских
сюда пускать не надо, мы и без них обойдёмся: бодхисатвы и осетинских мотивов вполне достаточно.
Наверно, если бы нынешние борцы за толерантность создавали Русский музей, они бы укомплектовали его Левитаном и Брюлловым, но не пустили бы туда Репина и Васнецова. Или, во всяком
случае, они бы сделали для них разные залы. Один зал для «евреев» и «немцев», другой — для «этнически русских». Нет ничего более чуждого толерантности с расистским душком, чем классическое
русское искусство. Русское искусство, как и всякое искусство XIX века, зарождалось как искусство национальное. Нация — это интеграция, а не сегрегация (пусть и под толерантными лозунгами).
Национальная культура создана как раз для того, чтобы служить пропуском в нацию. Хочешь быть русским? Усвой русскую культуру и забудь, что у тебя есть родственники с фамилиями на «-дзе». А
лучше сам переделай свою фамилию на русский лад, как русский художник Брюллов (Брюлло по отцу). А не кичись своей «этнической нерусскостью».
Когда организаторы выставки начинают разделять художников по их этнической принадлежности, чтобы тем самым сказать нечто о «русскости», — в этом нельзя видеть только глупость или
злокозненность. Здесь проступают и особенности российской истории. Во всех странах Европы (от Италии до Финляндии и Норвегии) зарождение национального искусства было только одной стороной
медали. Национальному искусству неизменно сопутствовало создание национального государства. Итальянские патриоты распевали Россини и боролись за единую Италию для итальянцев, а не для
французов или австрийцев. Финны рисовали иллюстрации к Калевале и шли к созданию финского государства. И только русские художники сочиняли оперы на русские темы и рисовали картины на мотив
русских сказок — но русского государства так и не дождались.
Российскую империю сменил СССР, а СССР сменила Российская Федерация — но русское национальное государство так и не было создано. Русские продолжают барахтаться в имперском
многонациональном пространстве. Есть русское искусство — но нет русского государства. А если нация не имеет своего политического измерения, то её в некотором смысле и нет. Поэтому, наверно, и
возникает идея таких выставок, с семечковой шелухой и «бабушкой осетинкой». Ведь когда национальное государство отсутствует, нет основы для интеграции, а значит, из всех щелей лезет расизм и
сегрегация.
Александр Храмов
Источник