Общественная палата: Хорошие люди на плохом месте

31.07.2011 [ Назад к списку ]
Теги: -

В интервью газете «Коммерсантъ» «предводитель» ОП РФ сообщил, что по окончании его полномочий в январе будущего года он покинет свой пост. Академик РАН, президент центра «Курчатовский институт» является куратором организации с момента ее появления в 2006-м году. Как передает его слова газета, за три срока достигнут «максимум», такое долгое пребывание на одном месте «разрушает психику», кроме того, возникает чересчур много «ненужных связей». Однако, несмотря на принятое решение, ученый опасается, что его могут в самый последний момент попросить остаться. И «для него это будет самым печальным случаем», так как он не будет знать, как поступить. Как говорил незабвенный Венечка, «хороший человек никогда не может себя поставить на правильную ногу».

Напомним, что Общественная палата РФ возникла в результате принятия соответствующего федерального закона в апреле 2005 года. Своим появлением, таким образом, она обязана государству. А потому положение ее было двусмысленно изначально. Призванная осуществлять общественный контроль за деятельностью власти, она может предлагать, бить тревогу, советовать, но не решать. Являясь органом избираемым, в своей кадровой политике Общественная палата, тем не менее, во многом зависит от президента. Ее задача - помогать диалогу граждан и власти, исходя из прав, свобод людей и при этом руководствуясь законом. Прямо скажем, сомнительное удовольствие, ведь когда двое дерутся, третьему обычно попадает.

За время существования палате удалось добиться некоторых успехов, смягчить отдельно взятые законы, помочь развитию международного сотрудничества, добиться права обязательной экспертизы по отношению к социально значимым законопроектам. Однако даже для членов ОП очевидно, что многих надежд она не оправдала. Да и возможно ли это по определению? Все равно что делать педикюр на гангренозных конечностях. И вот собрался уходить один из отцов-основателей. Не разочарованием ли вызвано такое желание…

Пресс-центр Общественной палаты отказался подтверждать намерение Велихова уйти, заявив буквально следующее: «Мы как пресс-служба не можем это комментировать». Означает ли это, что еще есть сомнения?

Журналист, член Общественной палаты РФ Николай Сванидзе в беседе с нашим изданием так отозвался об этом устремлении секретаря организации, особо подчеркнув, что это еще не факт.

- Я думаю, это твердое намерение. Насколько я знаю Евгения Павловича, он человек с характером. Если что-то решил, он это сделает. Если, конечно, не будет полного форс-мажора, и уж совсем никого не найдут. Такое тоже может быть. Он, кстати, говорит, что такая вероятность есть, он ее боится. Никого не найдут, падут к его ногам за три дня до того, как будет критическая временная точка. И все, скажут: мол, выручай, отец родной, и тогда он окажется в безвыходном положении. Но, в принципе, он хочет уходить с этого поста, я знаю об этом.

«СП»: - А почему, как вы думаете?

- Потому что у него много дел других. Очень много дел, связанных с институтом. И, в общем, он очень много занимался общественной работой. Не забывайте, что за общественную работу ему не платят, как и всем нам. А между тем у каждого есть своя работа. Поэтому я думаю, что, в конце концов, он сказал, дескать, ребята, все, спасибо, это была честь, но у меня много дел.

«СП»: - А кто бы мог занять это место?

- Понятия не имею. Абсолютно. Об этом нужно спрашивать президента, потому что он принимает непосредственное участие в составлении кадров Общественной палаты. И я думаю, что его мнение относительно того, кто будет секретарем, тоже будет не последнюю роль играть. А кто это может быть, я не знаю.

«СП»: - Какова роль Общественной палаты в настоящее время по сравнению с тем периодом, когда она только начинала работу?

- Она несколько стабилизировалась. Когда возникла, было больше насмешек. Кругом были уколы. Аа! Гражданского общества нет, зато Общественная палата есть. Здрасте, пожалуйста. Аа! Очередной кремлевский официоз. Теперь выяснилось, что если у кого и были повышенные ожидания, то они, конечно, были напрасны. Общественная палата не может заменить общество в целом и гражданское общество, никак не может. И стремиться к этому бессмысленно. Но, тем не менее, какую-то свою нишу она занимает и старается заниматься какими-то полезными делами. Тем более, что это структура вертикально не интегрированная, она не бюрократическая, деньги в ней не вертятся. И нет прямого подчинения. Иначе говоря, Велихов не может вызвать члена Общественной палаты и что-то приказать ему сделать. У него просто нет на это полномочий. Иногда все же какие-то хорошие дела получаются, какие-то законы...

Как и его коллега, член Общественной палаты РФ Борис Альтшулер , от нас узнав об этом намерении их куратора, не стал называть кандидатуру на замену, но также с грустью отметил, что, несмотря на их старания, Общественной палате удается куда меньше, чем хотелось бы... Впрочем, отмечает он и отдельные успехи.

- То, что федеральный центр уже который год выделяет несколько миллиардов рублей на жилье для детей-сирот - это прямой результат действия Общественной палаты плюс Александры Очировой. Конечно, этого недостаточно, но все-таки сигнал. Сейчас больше считаются, чем раньше. Сегодня палата по крайней мере получает отписки. Я не говорю, что все позитивно решается. Однажды мы направили отличные предложения в Минздравсоцразвития, а в ответ получили абсолютно наглую отписку. Но это еще не вечер, мы будем продолжать. Но вообще вопрос, как сделать так, чтобы исполнительная власть в лице министерств не была барином, а мы - мелкими просилками, включая Общественную палату, Евгения Павловича Велихова и нас всех.

«СП»: - А в чем вы победили, чем гордитесь в первую очередь?

- Все в работе, это не результат, его еще нет, это, так сказать, посыл к премьере. Гордиться будем тогда, когда нам удастся что-то сделать. Реальные действия. Пока что я не смог даже Васю Макарова спасти из Разночиновского интерната, которого не отдают в семью Веры Дробинской. Вцепилась в мальчишку астраханская власть и не отдает. И ясно, почему. В интернате опасаются, что он уйдет, и что, ему потом квартиру давать. Какой ужас творится в стране. Гордиться мне пока нечем.


Источник