Елена Колебакина: «Каждый год цены на продовольствие будут повышаться на 20%»

18.08.2011 [ Назад к списку ]
Теги: -

Всемирный банк опубликовал очередной отчет по мировым ценам на продовольствие. Оказалось, что мировые цены подскочили на 33% по сравнению с июлем 2010 года и удерживаются на этом уровне. «Устойчиво высокие цены на продукты питания и низкие запасы продовольствия показывают, что мы все еще находимся в опасной зоне», - отметил президент Всемирного банка Роберт Брюс Зеллик. В то же время, по его словам, внутренние цены на продовольствие достаточно непредсказуемы. Если в Кампале, Могадишо и Кигали цены на кукурузу поднялись на 100%, то в Порт-о-Пренс и Мехико идет совсем иной процесс — кукуруза подешевела на 19%. Однако в среднем за прошедший год мировые цены на кукурузу увеличились на 84%, на сахар — до 62%, пшеницу — до 55% и на соевое масло — на 47%.

Особое беспокойство Всемирного банка вызывают страны Ближнего Востока и Северной Африки, где на цены, помимо мировой нестабильности, еще влияет и политическая ситуация. В ряде регионов, особенно в Центральной и Южной Америке и Восточной Африке, за прошедший квартал резко выросли внутренние цены на ключевые продукты питания.

Например, в Сомали цены на зерно, выращиваемое в стране, побили рекорд 2008 года. Кроме того, стоимость двух основных местных товаров, красный сорго и белой кукурузы, увеличилась на 240% и 154% соответственно. В то же время цены на импортные товары, такие как рис, сахар, пшеничная мука, растительное масло и бензин, также выше, чем год назад. В результате 3,2 млн сомалийцев нуждаются в помощи, причем 2,8 млн из них живут на юге страны.

В итоге Всемирный банк решил оказать странам Африканского Рога помощь в размере 686 млн долларов. Средства предназначены для улучшения социальной обстановки и восстановления экономики пострадавших стран.

В России, судя по всему, ситуация нисколько не лучше в сравнении с мировыми показателями. Как уже писал KM.RU , по состоянию на 1 июля основные продукты питания в стране выросли за год на 33%. Такие данные приводят специалисты исследовательского агентства inFOLIO Research Group, изучившие розничные цены в магазинах всех ценовых сегментов.

Эксперты отметили, что высокие показатели роста можно объяснить увеличением цен на некоторые продукты питания, например картофель (54%), овощи (53%) и подсолнечное масло (56%). Впрочем, некоторые группы товаров увеличились в цене не столь значительно, например, сахар - на 29%, молоко - на 22%, а батон - на 21%. Наибольший скачок цен отмечен в Москве — 40%. Менее всего изменилась стоимость продуктов в Южном федеральном округе, рост составил всего 18-19%.

О том, как мировой рост цен на продовольствие влияет на российский рынок продуктов, в беседе с обозревателем KM.RU рассказал генеральный директор ООО «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян.

- Что бы ни происходило на земном шаре, Россию ожидает один и тот же сценарий. Пока мы не сменим каким-либо образом экономический курс, который мы сейчас держим бессменно, а он ни на йоту не изменился, в России вне зависимости от мировых событий будет происходить вот что: в летнее время не будет изменения цен. Будет происходить даже обратный процесс - в это время у нас обычно происходит сбор урожая основных культур, которые в России выращиваются, в итоге цены падают. Сезонный спад иногда даже затормаживает инфляцию, которая имеет место быть за счет других сфер, до нуля. За прошлый июль-месяц инфляция была нулевая, и не в последнюю очередь из-за того, что пошел сбор урожая, озимых именно, а сейчас собирают яровые.

Таким образом, каждое лето цена будет постоянной. Но каждую осень и зиму цены на продовольствие внутреннего производства будут подниматься на чуть-чуть, затем ближе к концу года — на 10% (это обычно определяется серьезным предновогодним спросом), и после нового года будет опять скачок цен минимум на 10%. В итоге ежегодная инфляция по продовольствию окажется не ниже 20%. Прошлогодний рост на целых 33% был вызван целым набором разных причин, в том числе определенным образом и внешняя обстановка повлияла.

Причем высокие цены обычно стимулируют что-то производить. В мире основной тренд - это биотопливо. С одной стороны, это делается для снижения зависимости от топлива углеводородного. Углеводородное сырое за последние два года подорожало очень сильно, что не могло не отразиться на сельском хозяйстве, потому что серьезное сельское хозяйство достаточно энергоемкое. С другой стороны, производство биотоплива на самом деле делается на тех же самых площадях и из тех же самых продуктов, которые мы, мягко говоря, кушаем. Поэтому это, в свою очередь, также толкает цены вверх.

Но этот мировой тренд совершенно ничего общего с российскими трендами не имеет. У нас никакого биотоплива нет, и в ближайшее время его производство никто не намеревается создать в силу того, что мы производим столько у нас нефти, что ее девать некуда. И у нас наметилась серьезная ориентация на внутренний рынок: «Газпром» активнейшим образом газифицирует всю страну, крупные нефтекомпании создали и развивают свою сеть бензоколонок и бензозаправок.

Так или иначе основной источник увеличения цен на продовольствие — это государство, которое регулирует тарифы и просто в приказном порядке эти тарифы ежегодно поднимает минимум на 15%. В силу той производительности труда, которая сложилась в России, продовольствие растет в цене практически один в один за этим подъемом тарифов. Если бы у нас производительность была такая же, как, допустим, в Германии, Голландии, Канаде, то даже с нашим климатом такой рост цен на топливо, электроэнергию, коммунальные услуги и прочее вызвал бы небольшой рост цен - процентов на 5. Но у нас на сельском хозяйстве, в котором к тому же одна из самых низких производительностей труда, рост тарифов отражается практически один в один, потому что одна из основных статей затрат — это топливо.

У меня есть коллеги, которые прикидывали в свое время: если мы поднимаем на 20% среднюю стоимость бензина, то вслед за этим сельхозпродукция только по себестоимости поднимается на 14%. Мы не говорим уже о тех 6%, куда входят зарплаты, налоги и все остальное вместе взятое.

Поэтому Россию в ближайшее время ждет тот сценарий, о котором я сказал, т.е. в любом случае каждый год цены на продовольствие будут на 20% повышаться.

- Скажите, а в ближайшее время отразятся на ценах как-то парламентские, президентские выборы? Будут ли цены сдерживаться?

- Мы помним, какие героические подвиги в прошлом году совершал Зубков, когда сдерживал цены на зерно, когда искали заговор производителей по хлебу и чего только не делали. По-вашему, они сумели сдержать цены хоть на копейку? Сейчас будет то же самое — бурная, кипучая деятельность, которая покажет, насколько правительство сдерживает цены. А цены сдержать не удастся никому, потому что государство не вовлечено в сельхозпроизводство, крупных консолидированных предприятий там нет, в основном все производится частным мелким способом.

Вторая часть — это импорт. А импорт, вы сами понимаете, зависит от цен на импортные товары, а на это можно повлиять только уменьшением таможенных пошлин, на что государство не пойдет, т.к. эти деньги идут в казну. И в предвыборный год опустошать казну за счет западных поставщиков никто не будет. Поэтому мы увидим, я думаю, только хороший пиар, хорошую кипучую деятельность, у всех будет ощущение результата, а результат, как обычно, будет чуть-чуть сильнее ветра, как говорится в одном кавказском анекдоте.


Источник