Нелегальные мигранты впервые пришли «сдаваться» в ФМС

27.08.2011 [ Назад к списку ]
Теги: -

200 гастарбайтеров из Вьетнама попросили вернуть их домой, т. к. они остались без работы

Федеральная миграционная служба (ФМС РФ) пытается рапортовать о достижении некоторых (весьма скромных, впрочем) успехов в борьбе с нелегальной трудовой миграцией. Как сообщают «Вести», в Москве более 200 нелегальных гастарбайтеров из Вьетнама сами явились в миграционную службу и попросили вернуть их домой. Причина массового отъезда – безработица. Предпринимателям стало невыгодно содержать таких рабочих, т. к. штраф за каждого нелегала теперь достигает 800 000 руб.

Результатом стало обращение вьетнамских граждан в Федеральную миграционную службу РФ. Они попросили у ведомства помощи в выдворении на родину своих соотечественников. Это – небывалый случай, такого не происходило никогда. Что это – неужели начало новой тенденции?

Однако в том же материале прозвучали и другие данные, заставляющие задуматься. Как признает сама ФМС, только в прошлом году в Россию приехали около 40 000 вьетнамцев, в этом – еще 30 000. Большинство их устраивается работать нелегально. Между тем за 7 месяцев текущего года, по данным того же ФМС, оно выслало за нарушение миграционного законодательства около 500 вьетнамцев. Сопоставьте эту цифру с числом приехавших, и увидите, что это – капля в море.

Замначальника УФМС по г. Москве Владимир Иванов так описывает традиционную схему их «трудоустройства»: «Существует подпольный цех, он работает год, два. Обнаруживают его сотрудники ФМС, правоохранительных органов, задерживают этих людей. Мы, естественно, их выдворяем, они уезжают. Работодатель для того, чтобы не прекращать производство, через своих вьетнамских коллег публикует информацию о том, что открылось производство, ждут рабочую силу. Эти люди «клюют» на такую информацию, приезжают, у них изымают паспорта, конечно, их никто не регистрирует. Вот вам, пожалуйста, готовые нарушители миграционного законодательства».

Заместитель председателя Ассоциации вьетнамских граждан в России Чан Фу Тхуанс, со своей стороны, указывает: «Многое зависит от незнания, люди не знают законов. Они все зависят от фирмы или фабрики, на которую приезжают, а там хозяин или тот, кто отвечает за них, не сделал этого. Думаю, что сами люди не хотят жить незаконно, а хотят работать как все». В этих словах в целом все справедливо, только непонятно, как же в итоге решать проблему нелегальной трудовой миграции, в которой, кстати, отнюдь не граждане Вьетнама являются самой массовой составляющей.

Как уже рассказывал КМ.RU, масштаб проблемы нелегальной миграции недавно публично признал секретарь Совета Безопасности Николай Патрушев. В конце апреля он заявил, что российский рынок труда перенасыщен мигрантами с низкими профессиональными качествами. «В большинстве своем они не имеют специальности и стажа, не владеют либо слабо владеют русским языком, во многом не способны адаптироваться в обществе», – отмечал Патрушев.

Правда, как это водится у российских чиновников, признав наличие и масштаб проблемы, Николай Платонович тоже не удержался от того, чтобы не похвалиться хоть какими-то успехами в ее разрешении. В частности, по мнению Патрушева, в минувшем году наметились некие позитивные сдвиги в реализации государственной миграционной политики в 2010 году. «Удалось обеспечить сокращение потока нелегальной миграции, добиться почти на 16% снижения количества преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства», – заявлял он.

Кроме того, по словам Патрушева, в прошлом году в РФ было выявлено 230 000 незаконных мигрантов, из которых 14% выдворены в административном порядке. Но всего, по оценкам экспертов, на которых ссылался сам же Патрушев, в России нелегально работают около 2 млн иностранных граждан. И уж Николаю Платоновичу как старому чекисту наверняка должно было быть понятно: если из 2 млн удается выявить 230 000, а из числа последних выдворить лишь 14% (т. е. около 32 000), то хвастаться особо нечем. Если же вспомнить, что, по признанию руководителя ФМС Константина Ромодановского, на территорию России въехали и так и не выехали около 11 млн граждан сопредельных государств, то проблема представляется еще более масштабной, а успехи – еще более скромными.

Однако Николай Патрушев рассчитывает приступить к разрешению данной проблемы при помощи Концепции государственной миграционной политики до 2025 года, проект которой должен быть разработан в ближайшее время. Как подчеркнул Патрушев, документ должен пройти публичное обсуждение в обеих палатах парламента, в Общественной палате, в экспертном сообществе. В нем также будут учтены предложения глав субъектов РФ. В целом доработанный вариант концепции планируется рассмотреть на заседании Совета Безопасности РФ в конце нынешнего года, после чего он будет передан на утверждение президенту Дмитрию Медведеву.

Возможно, речь идет о различных проектах этой Концепции, но то, что сообщал о подготовленном проекте глава ФМС Константин Ромодановский, скорее вызывает оторопь, чем надежду на улучшение ситуации.

Напомним, что в начале апреля последний уже заявлял Интерфаксу , что разработка Концепции миграционной политики завершится в ближайшее время, после чего начнутся обсуждение и доработка. По словам директора ФМС, в работе над документом, помимо его ведомства и Минздравсоцразвития, участвуют общественные организации, бизнесмены и ученые. «Это – действительно коллективный разум», – похвалился Ромодановский. Но уже сам факт, что проект концепции презентовался именно в «цитадели российского либерализма» – Высшей школе экономики (ВШЭ), вызывал настороженность.

И, как выяснилось, настороженность вполне оправданную. Оказывается, разработанный там проект Концепции миграционной политики предлагает отменить существующий механизм квотирования иностранной рабочей силы и разрешений на временное проживание иностранцев. «Сейчас это – рудимент, который нужно взять и выбросить», – заявил Ромодановский, т. к., по его мнению, для «контроля над потоками мигрантов существует достаточно инструментов». Вообще-то о более чем своеобразных взглядах главы ведомства, призванного бороться с незаконной миграцией, КМ.RU рассказывал уже неоднократно. Вспоминается, как Ромодановский с непонятной радостью извещал, что за минувший год на территорию России въехало 11,1 млн мигрантов, да так и осело на российских просторах. Это при наличии тех «достаточных инструментов», о которых заявляет глава ФМС.

Потом все тот же Ромодановский объявил как о достижении: «Главное, что в условиях мирового финансового кризиса мы не позволили поставить точку на трудовой миграции. Миграция существует, и в необходимость экономической миграции верят все». После чего между делом добавил, что сегодня в России незаконно работают порядка 4-5 млн иностранных граждан. И при этом уточнил, что мигранты зарабатывают немного, еле хватает на пропитание: «Из заработанных $6-7 мигрант вывозит за пределы РФ лишь $1». Тем не менее, по данным Всемирного банка, Россия заняла четвертое место в мире по объему отправленных мигрантами средств за рубеж (свыше $18,6 млрд), обогнав даже Германию, родину самого термина «гастарбайтеры».

А поскольку работают российские гастарбайтеры, как уже упоминалось, незаконно, работодатели их хищнически эксплуатируют и без зазрения совести обирают (не отсюда ли у российских олигархов и обслуживающих их либералов – такая тяга к привлечению мигрантов?). В таких условиях немудрено, что наряду с вывозом миллиардов долларов из страны, которые могли бы зарабатывать российские граждане (которых не берут на работу из-за их несогласия на кабальные условия), мы имеем еще и стойкий рост этнической преступности.

КМ.RU также сообщал о заявлении Генеральной прокуратуры о том, что «в условиях мирового экономического кризиса в России наблюдается обострение межнациональных отношений, что отчасти связано именно с привлечением и использованием труда иностранных работников. Захват рынка труда мигрантами вызывает недовольство у россиян, влечет протестные акции, создает почву для экстремистских проявлений, а в совокупности с растущей безработицей среди граждан России ведет к росту преступности в целом».

Так что разработанный расхваленным Ромодановским «коллективным разумом» проект концепции уже стал объектом заслуженной критики. Большинство экспертов считают отмену квот неправильной, поскольку с исчезновением регулирующего механизма может возникнуть серьезное давление на рынок труда и даже угроза национальной безопасности. Например, Дальний Восток в одночасье может заполниться китайскими мигрантами, которые приедут в качестве гастарбайтеров, опасаются эксперты.

Профсоюзы тоже против отмены квотирования и будут отстаивать эту позицию. Как заявлял секретарь Федерации независимых профсоюзов РФ Александр Шершуков, смешно говорить об отмене квот на иностранную рабочую силу, пока в России сохраняется достаточно высокая безработица. Мигранты едут работать на производства, в сферу обслуживания и многие другие отрасли, где могли бы спокойно трудиться россияне. Нанимая гастарбайтеров, работодатели экономят на фондах оплаты труда. А содержать россиян, ставших безработными, придется государству.

Так что государству стоило бы внимательно разобраться, что за проект Концепции государственной миграционной политики до 2025 года собираются подсунуть ее разработчики, и насколько он может усугубить проблему нелегальной трудовой миграции, а не решить ее.

Ну а пока работники ФМС пытаются излучать оптимизм. В упомянутом уже сюжете «Вестей» замначальника УФМС по Москве Владимир Иванов сулит скорое искоренение нелегальной миграции. Мол, куда ей деться? «Работодатель отказался, работы нет, прятаться невыгодно, потому что мы вместе с правоохранительными органами все чаще и чаще их достаем, выковыриваем из подпольных цехов. У них нет перспективы дальше скрываться».

«И еще в ФМС уверены, что первые 200 вьетнамских нелегалов, которые добровольно отправятся на родину, – это лишь начало. В дальнейшем таких будет больше, а иностранная рабочая сила постепенно станет выходить из тени», – столь же торжественно заключают свой репортаж «Вести». Однако приведенные (в т. ч. и в самом сюжете) статистические данные заставляют весьма скептически отнестись к такому оптимизму.


Источник