«Ни из какого кризиса наша страна не вышла»

16.09.2011 [ Назад к списку ]
Теги: -

Как считает эксперт, любой человек, говорящий нам о том, что мы вышли из кризиса, либо неграмотный, либо недобросовестный

Сразу три солидных аналитических учреждения – Институт проблем естественных монополий, Высшая школа экономики и Ассоциация европейского бизнеса – в своих опубликованных докладах пришли к единому знаменателю: ни о каком росте экономики России говорить не приходится, в то время как очередной кризис уже, что называется, не за горами.

Тема грядущего кризиса, по сути, уже воспринимается как некоторый информационный шум, как данность. Дискутировать тут не о чем, медицинский факт установлен и оспариваться может разве что некоторыми экзальтированными фриками от экономики, если таковых себе можно представить в принципе. Договорившись о грядущем кризисе как о факте, исследователи принялись обсуждать детали – сроки его начала, длительность, степень злокачественности и в принципе саму форму. Тут мнения разнятся: кто-то настаивает на том, чтобы назвать грядущее страшное «второй волной», другие (в частности, известный экономист и постоянный автор KM.RU Михаил Хазин) утверждают, что, по сути, идет лишь усугубление негативных процессов 2008-2009 гг. и, как говорится, ничто не ново под Луной.

В этом свете представленный Институтом проблем естественных монополий «Мониторинг состояния промышленности на основе индексов ИПЕМ» встал в какой-то мере особняком: прежде всего в нем обращает на себя внимание очень небесспорный тезис, что Россия восстановилась после кризиса. Правда, при этом драйверы для дальнейшего промышленного роста отсутствуют. Более-менее растет лишь машиностроение, а остальные отрасли балансируют в области нуля. Видимо, это и принимается за выход из кризиса: хотя бы не в минусе. Завидный оптимизм на фоне апокалипсических прогнозов.

Стагнацию признают и аналитики в Высшей школе экономики. Почти половину доходов российский бюджет имеет от нефтегазовых налогов с ренты, еще порядка 20% дают налоги на импорт. Даже бесконечно далекому от экономической аналитики человеку ясно, что здесь что-то неправильно, что должно быть как-то иначе. А иначе пока не получается. Между тем в бизнесе царит какая-то плохо поддающаяся формальной логике эйфория.

«Даже стагнация доходов населения в одном флаконе с угрожающим ростом импорта им (бизнесменам. – Прим. KM.RU) не помеха. Неужели российские предприниматели мало чем отличаются от российских избирателей и слепо верят всему, что слышат по центральным телеканалам?», – недоумевает на страницах «Независимой газеты» директор Института «Центр развития» ВШЭ Наталья Акиндинова.

Возможно, тут можно провести аналогию с чисто медицинским описанным явлением предсмертной эйфории. И если позитивные настроения в предпринимательстве – не банальное лукавство, самовнушение или форма истерии, то можно лишь привести заезженную донельзя, но оправдавшую себя многократную истину про тех, кто хорошо смеется.

В беседе с обозревателем KM.RU директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин прокомментировал выводы экспертов о выходе России из кризиса и не согласился с тем, что драйверы развития промышленности отсутствуют как таковые:

– На самом деле рост у нас присутствует: все-таки 3,7% по первому полугодию, так что это – не совсем корректная формулировка со стороны ИПЕМ. Но, безусловно, Россия к началу следующего года (и Путин в этом отношении прав) компенсирует спад 2009 года. Однако ни из какого кризиса наша страна не вышла, поскольку экономика как была раздавлена, так в таковом положении и осталась, не распрямившись.

Самый яркий пример – то, что резкое повышение цен на нефть не привело к ожидаемому повышению темпов экономического роста. Напротив, все это сопровождается продолжающимся спадом реальных доходов населения, за 7 месяцев данный показатель сократился на 1%. Также растет количество граждан, оказавшихся за чертой бедности: по итогам I квартала 2011 года их число выросло на 2,3 млн человек. Это, по сути, третий по величине город в Российской Федерации.

И все это происходит, несмотря на сверхблагоприятную внешнюю конъюнктуру.

Т. е. перед нами – юридическое доказательство того, что ни о каком выходе из кризиса никакой грамотный и добросовестный человек говорить не может. Человек, говорящий нам о том, что мы вышли из кризиса, либо неграмотный, либо недобросовестный, либо использует традиционное понятие в понятном лишь ему нетрадиционном смысле. Да, есть некоторый рост в том же машиностроении, но он совершенно незначительный, чтобы можно было о чем-то говорить. В основном он осуществляется за счет выпуска морально устарелой техники.

– А тем временем, если верить директору Института «Центр развития» ВШЭ, опрошенные предприниматели в целом с оптимизмом смотрят на будущее, несмотря на все признаки стагнации и роста импорта. Ее это удивило, а Вас?

– Я могу это объяснить лишь тем, что опрашиваемые Высшей школой экономики предприниматели были не очень искренни в разговорах с интервьюерами, поскольку они, вероятно, в курсе о родственных связях руководства этого учреждения и опасаются, что новость об их нелояльности может до кого-либо дойти – со всеми вытекающими последствиями.

– Вообще все чаще можно слышать от экспертов, что мировым экономикам предстоит пережить нечто такое, с чем не сравнится тот же ипотечный кризис 2008 года.

– Это будет не кризис, а глобальная депрессия. Перед этим нас ждут обвалы европейских банков, едва ли не половина которых однозначно закроются. Не берусь прогнозировать, какие именно, поскольку они будут некоторое время перебрасывать друг другу горячие долги, как горячую картошку, и у кого они окажутся в последний момент, те и погибнут. Учтем также и то, что у американцев через год сохраняется вероятность технического дефолта. Список грядущих бед можно продолжать долго, но кончится все, повторюсь, глобальной депрессией, перед которой померкнет и Великая депрессия 1930-х гг., когда в Америке умерло от голода, по некоторым оценкам, до 5 млн человек.

– Как Вы оцениваете вероятность того, что глобальный обвал может произойти уже до конца этого года? Некоторые экономисты его предсказывают, анализируя нынешний кризис в той же Греции.

– Не взялся бы пока так прогнозировать. Да, уже в октябре Греция, судя по всему, радостно всем сообщит, что у нее вообще нет денег, ни для чего. Всех тряхнет, а кое-кого и так, что зубы изо рта повылетают, но все же это не будет еще означать конца истории. Равно как я не стал бы ожидать и резкого обвала курса рубля. Да, он снизится, безусловно, но это вряд ли будет отметка, скажем, 32 руб. за доллар.


Источник