Решаема ли при нынешнем строе демографическая проблема в России?

29.10.2011 [ Назад к списку ]
Теги: -

Опрос по результатам фронт-проекта «Демография: при нынешнем строе проблема не решается» показал: абсолютное большинство не верят в то, что ситуацию в столь важной и чувствительной сфере, как демография, можно улучшить, имея тот строй и тех руководителей, которые у нас есть. Таковых набралось 88% от общего числа опрошенных. Людей, думающих наоборот, оказалось почти в 10 раз меньше – 9%. Затруднились с ответом 3%.

Полученный результат означает, что, несмотря на «стабильность», «модернизацию», «Сколково», «нанотехнологии», сумасшедшую (по отчетам социологов) популярность премьера и президента, общество пропитано пессимизмом относительно своего будущего. В этом и заключается итоговая и главная оценка деятельности политической элиты и всяких других элит: что бы они там ни делали, а тенденцию к вымиранию нации переломить не смогут.

Для того, чтобы спокойно рожать и растить детей, людям не хватает ощущения социальной защищенности и уверенности в будущем, которое было в прошлом, и которого нет сейчас. «Пока не начнут бесплатно давать дешевые квартиры, как во времена СССР, люди не будут верить в свое правительство. Стою на очереди с 1988 года. Уже дети выросли, квартиры так и не дождался. Если Россия взяла на себя долги бывшего СССР, где моя квартира?» – спрашивает один читатель.

«Ценности рынка несовместимы с деторождением. Дети – заведомо убыточный «проект», и не хватит никаких материнских капиталов, чтобы переломить гедонистический тренд. Путин должен осознать, что имперский проект без наведения порядка в СМИ – утопия, что бесконечный телешабаш, гогочущие и глумящиеся полускоты-полулюди и есть главная зараза, убивающая наших так и не рожденных детей. Если он не придушит хотя бы часть из воротил медиарынка, если не озаботится всерьез культурой, образованием и нравственностью, то России через 50 лет не будет вовсе. А может, и раньше», – говорит другой.

Насчет «убыточности» детей подмечено верно. В СМИ уже предпринимались попытки подсчитать, что выгоднее – растить детей или откладывать деньги, равные затратам на них, на банковский счет. Второе многократно превысило первое. Неудивительно, что при навязанной нам всеобщей меркантильности многие предпочитают с детьми дела не иметь.

Отчасти неправы говорящие, что демографическая проблема властями сейчас не решается. Ее пытаются «подмарафетить», но весьма извращенным способом. «Сейчас она решается не увеличением коренного населения, а с помощью замещения его эмигрантами. Так что вроде как «циферки» показывают общую численность населения, а качественный состав за этими циферками не отображается. Вот и получается, что по отчетам население вроде как и не особо быстро вымирает, а на деле все сглаживается притоком эмигрантов, а коренное население как вымирало, так и вымирает», – читаем в еще одном отзыве.

Иные видят причину в изменившихся ценностях женщин: «Каждая девушка должна, как и было испокон веков, думать, как выйти замуж, родить дюжину детей, а не думать о карьере, крутой тачке, финансовой независимости от мужа и т. д. Демографический кризис никакие экономические льготы и методы решить не помогут! Только возврат к Традиции может гарантировать преодоление демографического кризиса!» – призывает следующий читатель, не говоря, как можно к ней вернуться. Хорошо бы, конечно, но возможно ли?

«Нормальные условия жизни – это, в двух словах, когда у человека нет чувства страха за свое здоровье и будущее своих детей, что возможно только в социалистическом обществе», – резюмирует читатель, уверенный, что у нас с этим дела обстоят крайне плохо.

А как «у них»? «Я – русская, живущая в другой стране, и вижу, что и здесь совсем нелегко растить детей, и платить за них везде надо, и мамы работают... Но здесь детей любят, как дышат: не задумываясь, «надо, не надо», а просто любят и рожают. Меньше троих даже и не бывает. Так не искать какие-то идеи (особенно имперские) надо, а заниматься собой и своими детьми», – отвечает ему соотечественница из-за рубежа.

Некоторые читатели то ли с иронией, то ли со скорбью считают, что «все идет по плану»: «Нынешний строй в России прекрасно решает демографическую проблему по чистилищу бывшего социалистического социума от социалистических идей. Для этого уничтожаются носители высокой и средней культуры, отличающиеся добротой, отзывчивостью, взаимопомощью, другими общественными социалистическими воззрениями, и замещаются малограмотными, не обученными сосуществованию в развитом (а значит, сложном) социуме индивидуумами, воспитанными в духе конкуренции – «умри ты сегодня, а я – завтра» (как пример – неграмотные мигранты)».

У всех, так или иначе, ощущается тоска по гуманизму прошлого: «Сама жизнь человека сейчас устроена античеловечески. В большом городе – вонь от машин, движение, родители «крутятся» с утра до вечера – какие дети? В маленьком – бесперспективность, пьянство, маленькие зарплаты. Про деревню вообще страшно говорить. Должно поменяться устройство жизни человека, стать гуманным».

С гуманностью, однако, проблема: ее негусто в жизни, а в телевизоре так и вообще почти нет. Человек – существо внушаемое, даже очень внушаемое. Даже умный начинает повторять глупости, если слышит их со всех сторон. Самая мощная из этих сторон – телевидение. Во многом прав был тот читатель, который призвал к его изменению. Медийный бизнес – не простой вид бизнеса, а, если можно так выразиться, особо опасный, вносящий в сознание трудно преодолеваемые изменения. Государству следовало бы взять его под особый контроль, прописав от и до, что там можно, а чего нельзя.

Когда сравниваешь телевидение европейских стран и наше, разница огромна. Европейское – намного дружественнее, гуманнее, добрее, тактичнее, почти полностью лишено агрессивности и дурного вкуса. Смотреть его очень комфортно, спокойно и интересно. Наше на его фоне выглядит ведром для мусора, мягко говоря. Автор этих строк проблему телевидения для себя решил давно и радикально, просто перестав его смотреть, но это, конечно, подойдет далеко не всем.

Но проблема не только в одном телевидении. В целом общество стало жестким, нацеленным на успех любой ценой и безудержное потребление. Мы привыкли к тому, что надеяться не на кого, кроме себя самих, да и на себя-то положиться можно не очень, поскольку и здоровье может подвести, и работу можно потерять. В такой парадигме места для детей остается совсем немного. А жаль. Нужно что-то менять. Либо власть должна поменять общественные отношения, либо мы – власть.


Источник