Послание Медведева было обращено не к парламенту, а к Путину

23.12.2011 [ Назад к списку ]
Теги: -

Финальное послание президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию не просто выбивается из числа подобных, оглашенных им ранее, но и вообще имеет все шансы войти в историю – с каким знаком, положительным или отрицательным, история же и покажет.

Кто-то наверняка назовет отдельные прозвучавшие в ходе оглашения послания тезисы крамольными, одиозными или скандальными. Что есть, то есть: зал внимал, порой не веря своим ушам. Глава государства озвучивал такие пассажи, как будто только-только явился с Болотной, и разве что отдельные «корректирующие» прогосударственнические вкрапления не позволяли отнести его речь к манифесту либерализма. Только лишь вслушаемся: «То, что общество меняется, а граждане все активнее высказывают свою позицию, предъявляют законные требования к власти – это хороший признак, признак взросления нашей демократии. И с моей точки зрения, это – хорошая тенденция, которая принесет пользу нашей стране как возросшая политическая конкуренция, заставляющая работать более качественно, быстрее откликаться на проблемы миллионов российских семей», – сказал человек, едва ли не накануне упорно не соглашающийся с требованиями улицы и Интернета.

Но тут же глава государства допустил оговорку, которая быстро сдула с его речи пену либеральности и позволила кому-то выдохнуть: «Право людей выражать свое мнение всеми законными способами гарантированно. Но попытки манипулировать гражданами России, вводить их в заблуждение, разжигать в обществе социальную рознь неприемлемы».

Конечно, Дмитрий Медведев и без этих слов войдет в историю, осеняемый своей статьей «Россия, вперед!», опубликованной не в официозном печатном органе – «Российской газете», а в либеральном интернет-издании. Однако вышеприведенные слова прозвучали в контексте поствыборных волнений или скорее метаний оппозиции, которая, грызясь друг с другом, все же смогла вывести на Болотную десятки тысяч граждан – от ультраправых до ультралибералов. Защитная реакция власти, выраженная в намеках на ангажированность отдельных участников того митинга (причем ангажированность, подпитываемую из-за бугра), прозвучала громко и была морально подкреплена заявлением Геннадия Зюганова. Но идиллическую картину, рисуемую близкими к Кремлю политтехнологами, правда, подпортили справедливороссы Геннадий Гудков и Оксана Дмитриева, чьи патриотизм и прогосударственническая пассионарность слишком выбиваются из предлагаемого до сих пор клише «болотного сборища бездельников, наймитов и провокаторов».

И теперь, стоя на трибуне перед членами обеих палат парламента, Дмитрий Медведев, сея вокруг себя сплошное дежавю, фактически повторял идеи, которые ранее высказывались неоднократно, причем такими кругами, с которыми сам Медведев еще месяц-два назад поостерегся бы себя ассоциировать. Как вам, например, такое: «Надо дать всем активным гражданам законную возможность участия в политической жизни. Считаю необходимым следующее: перейти к выборам руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов»? Но, позвольте, это же – фирменный призыв «несистемщиков»! Да, Медведев уже успел озвучить эту мысль до встречи с парламентариями, но до сих пор «крамола» имела скорее кулуарное распространение – для внутреннего пользования, так сказать...

При этом еще в мае сего года Дмитрий Анатольевич, рассуждая о перспективе возврата к практике выборности губернаторов, утверждал, что Россия пока что не готова к такой реформе, хотя и не исключил, что спустя 10-15 лет такое будет возможно. Как стало очевидно, уверенная гражданская позиция ускоряет многие процессы в российской политике.

Разумеется, не мог Медведев обойти стороной такую болезненную и набившую оскомину тему, как грядущий кризис со всеми вытекающими прелестями. Признав, ссылаясь на данные ведущих экономистов и политиков, что Россию ждут «непростые времена», Дмитрий Медведев тут же произнес нечто загадочное: «Даже в этих сложнейших условиях у нас нет права останавливаться в развитии». Но, позвольте, право не останавливаться в развитии и возможность не останавливаться в развитии – это немного не одно и то же.

Тема обороноспособности страны, не менее важная, чем тема обеспечения экономического выживания, заняла в выступлении Медведева, увы, периферийное место, хотя внешняя конъюнктура – уверенное развертывание ЕвроПРО на фоне отказа предоставления гарантий Брюсселем и недружественных реплик из Госдепа по самому широкому спектру тем – однозначно диктует необходимость придавать данной теме приоритетное значение; тем более это было бы важно на оглашении послания Федеральному Собранию. Но... как получилось, так получилось. Скажем спасибо, что данная тема вовсе не оказалась заболтана прожектами по либерализации политсистемы.

Итак, Дмитрий Медведев напомнил собравшимся, что основной акцент в госпрограмме вооружений до 2020 года государство сделало на качественное обновление парка вооружений и техники и модернизацию. Подробно останавливаться на противостоянии военных с промышленностью президент не стал, отметив походя, что большая часть гособоронзаказа вообще размещается на годы вперед и что сами предприятия ВПК обязаны выполнять свою работу качественно и в срок. «Несмотря на сложные условия кризиса, мы предприняли шаги, позволяющие сделать нашу армию и флот более компактными, мобильными и боеспособными. К 2010 году численность военнослужащих составила 1 млн человек. Это позволило строить действительно современные, эффективные Вооруженные силы»

Но, увы, качественное вооружение и миллионная армия рискуют остаться красивой декорацией, если нам так и не удастся уже сейчас подготовить адекватный ответ угрозе системы ЕвроПРО. Дмитрий Анатольевич не то устал, не то был недостаточно в курсе дела, либо просто не захотел придавать особе значение этой теме, но ограничился какой-то совсем уж неприлично плоской отговоркой: мол, мы «открыты для конструктивного диалога» и рассчитываем на «встречное движение». И для чего, как вы думаете? Для «выхода на взаимоприемлемое решение» и сохранение «атмосферы доверия»!

Госдепартамент растроганно рыдает. Как говорит! Как ставший на путь истины «плохой парень» в старом хорошем голливудском кино!

Пожалуй, таким его и запомним...

Своим впечатлением от прослушанного послания президента Федеральному Собранию РФ в беседе с обозревателем KM.RU поделился известный политолог, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин:

– Дмитрий Медведев, озвучивая свое послание Федеральному Собранию, постарался позиционировать себя как реально действующего политика, уверенного в своем будущем. По сути же это было послание не Федеральному Собранию, а всего лишь одному человеку, сидевшему в зале, – Владимиру Владимировичу Путину, которого он так и именовал – Владимир Владимирович Путин, чем вполне обозначил свою встроенность в путинскую вертикаль власти на 2012 год.

Мне кажется, что, сделав довольно смелые предложения и довольно громкие заявления по переформатированию политической системы, Дмитрий Медведев заявил о себе как о, вероятно, наиболее активном элементе в «новой вертикали» Путина, которому, возможно, будет поручено реализовать некоторые из озвученных инициатив.

–Т. е. теперь можно совершенно определенно говорить о том, что власть будет придерживаться скорее более либерального курса?

– К сожалению, гарантировать в российской политике в принципе нельзя ничего. Непонятно, как поведет себя улица, как на это отреагирует коллективный Кремль. Но то, что Владимир Путин и Дмитрий Медведев будут и в дальнейшем эксплуатировать образы либеральных правителей, это очевидно.

–Но в некоторых тезисах Дмитрий Медведев явно апеллировал к обществу, которое 10 декабря собралось на многотысячные митинги по всей России и собирается протестовать в ближайшую субботу. И слова президента о политических реформах, о выборности губернаторов–это ведь такой «предварительный комплимент» протестующим?

– Я вижу тут не комплимент и не предупреждение, а скорее признак того, что власть старается показать обществу, что она готова оперативно реагировать на изменяющуюся политическую конъюнктуру. И в этом ключе данное послание можно рассматривать как действительно ощутимый, серьезный удар по митингу на проспекте Сахарова. Особого смысла в его проведении теперь просто нет.


Источник