Этим летом мне довелось побывать в одном из сёл Топкинского района. Село далеко не самое захудалое- есть совхоз, своя школа.
Батюшка, к которому я приехал, разговаривает с парнем. Парня зовут Саша, ему пятнадцать лет.
- А твои старшие тоже в школу не ходили?
Тоже!...
Этот парень- не единственный человек в селе, не бывший учеником. Село, как уже говорилось выше,- далеко не самое захудалое в районе. Сёл и деревень здесь около тридцати. В нашей области,
кстати говоря, лидирующей в СФО по темпам вымирания, восемнадцать районов. Областей в нашей необъятной стране- штук шестьдесят. А если ещё взять республики и края- сколько таких парнишек не
ходило в школу? Ежу понятно, что реальной статистики по этому вопросу никто сейчас не обнародует, да и ведут ли эту статистику?
В селе господствует натуральное хозяйство. Те, кто работает в совхозе, неплохо питаются- под зарплату выдают различных зверей, так что жить можно. Батюшку кормят.
Познакомился с дядькой. Зовут Николай. По натуре- работяга, один из тех мужиков, на которых веками держится наша страна.
Когда-то у Николая была жена, и был дом. И были даже документы. Жена умерла, он запил. По грустной сибирской традиции Николай имел условный срок и был обязан отмечаться в милиции. Вовремя не
отметился. Посадили. Вернулся в город- дома уже не было, а землю забрала администрация.
Николай живёт у священника, работает, хорошо ест, моется в бане, ему отдают старую одежду. Документов нет, он и не просит.
Естественно, большая часть «нормальных людей» подумает: нечего было попадаться, нечего было пить…
Всё так. Но тот, кто держит в голове это «нечего»- вспомни- ты хоть раз давал помощь таким вот людям, оказавшимся на краю? Безгрешных нет. Кому-то Господь попускает встать над пропастью, а от
нас, в данный момент не находящихся над пропастью, зависит- дадим ли мы руку этому человеку, или толкнём его в пропасть колючим взглядом? Может быть, это мы стоим у края пропасти?
Однажды батюшка дал мне почитать , как он назвал, «сводку»- историческую справку о храме, который был здесь до революции, и священниках, здесь служивших. По старой привычке я посмотрел на
обратную сторону листов. Каждый из них запечатлел просьбу к тому или иному предпринимателю/начальнику/чиновнику о помощи деньгами или материалами на строительство храма. Два-три обращения
относятся к осени прошлого года, остальные начинаются примерно с апреля сего года. Листов примерно двадцать. Подозреваю, что далеко не все такие просьбы стали оборотной стороной сводки.
Когда-то Церковь наделяли землями, богатыми дарами. Церковь была лояльна к власти. Теперь Церковь тоже лояльна к власти. Ибо «всяка душа властем предержащым да повинуется: несть бо власть аще
не от Бога, сущыя же власти от Бога учинены суть (2 Рим, 13/1). А материальная поддержка от власти, церковная десятина- это просто для того, чтобы батюшка не был вынужден писать письма -
просьбы сильным мира сего.
Попробуем резюмировать: крайне близкий к нулю уровень образования у молодёжи, полная зависимость работника от хозяина, бедность священства, господство натурального хозяйства.
Если в домах есть телевизоры, а иногда людей зовут ставить отметку в бумажке- это ещё не модернизированная Россия.
Почти всё время своего президентства В. В. Путин постоянно говорил о главной задаче, стоящей перед Россией- это «диверсификация экономики и придание ей инновационного характера». У президента
была мощнейшая поддержка населения, почти полностью подконтрольный парламент, всевластные силовые структуры и огромное количество нефтедолларов.
Если В. В. Путин всерьёз ставил перед страной такую задачу и использовал имевшиеся у него ресурсы хотя бы через пень-колоду и немного подворовывал, то вышеизложенная зарисовка далеко не
самого захудалого российского села есть иллюстрация действующей диверсифицированной экономики и её инновационного характера. Иллюстрация, согласитесь, весьма характерная.
Александр Давыдов
Источник