Павел Святенков: Почему власть президента должна быть ограничена двумя сроками?

10.01.2012 [ Назад к списку ]
Теги: -

По результатам дискуссии у Максима Соколова понял, что причины, по которой власть президента должна быть ограничена двумя сроками, не понимают даже многие умные и благонамеренные люди. Попытаюсь объяснить с профессиональной точки зрения.
В пользу длительного правления одного и того же человека приведены следующие аргументы:

1) История знает нескольких успешных премьер-министров (глав правительств), которые находились у власти гораздо больше двух сроков и привели свои страны к процветанию. Обычно в пример ставится Ли Куан Ю, премьер-министр Сингапура, который сделал руководимое им государство одной из самых развитых стран мира. Сюда же – примеры Тэтчер (11 лет у власти), Гельмута Коля (16 лет в должности канцлера) и многих других.

2) Парламентские республики и монархии как правило, не знают ограничений на срок пребывания того или иного лица в должности премьер-министра. Зачем же вводить подобные ограничения для президента?

3) Идея ограничить пребывание у власти президента двумя сроками происходит из США. США нам не указ.

4) Не больно уж это демократично – ограничивать волю народа. Пусть сколько раз люди президента изберут, столько он и правит. Хоть десять сроков подряд!

Начнем с конца. Демократия предполагает не только выборность правительства, но и сменяемость власти. Президент, который находится у власти 30 лет подряд, как Мубарак, приобретает черты монарха. Монархия же, как мы знаем, предполагает пожизненность, несменяемость и очень часто – наследственность власти. Неудивительно, что Башар Асад унаследовал президентский пост от Хафеза Асада, Ильхам Алиев от Гейдара Алиева. Не говоря уже о целой династии северокорейских вождей.


Следует различать президентские республики и парламентские демократии (в рамках которых выделяют парламентские республики и парламентские монархии). В президентской республике должность главы государства и главы правительства как правило совпадают. Даже если это не так (как в России), президент все равно обладает значительной реальной властью.

В президентских республиках и их аналогах президенты как правило избираются народом напрямую (формальное исключение – США) и имеют так называемый «прямой мандат». Это значит, что они подотчетны только собственным избирателям. Процедура смещения такого президента затруднена. Министры являются наемными служащими, сохранение ими должностей всецело зависит от благорасположения главы государства.

Поэтому при длительном нахождении такого президента у власти режим неизбежно приобретает авторитарные черты (даже если соблюдаются все демократические процедуры). Вспомним пример Франклина Делано Рузвельта (США), который избирался четырежды. Многие современники считали его чуть ли не диктатором. Хотя, конечно, его правление было на порядок мягче властвования его европейских коллег – Гитлера и Сталина.
Именно для того, чтобы сползания к авторитаризму не произошло, практически все демократические страны ограничивают возможность одного и того же человека занимать президентский пост. Как правило, по примеру США, один человек не может оставаться на «капитанском мостике» более двух сроков. После этого право баллотироваться на пост главы государства он теряет навсегда.

При этом некоторые государства, такие как Мексика и Филиппины, дают президенту право только на один срок (в их случае – шестилетний). Чили, если мне память не изменяет – на один четырехлетний.

Но как быть с парламентскими демократиями? Срок полномочий премьер-министров как правило не ограничен. Это действительно так, однако власть премьер-министра имеет в такой системе принципиально иную природу, чем власть президента в президентской республике.

Президент правит потому, что лично его избрал народ. Премьер-министр правит, поскольку опирается на большинство в парламенте (не важно, только его партии или коалиции). Это значит, что министры для премьера – не только подчиненные, но и соратники, которые в случае чего могут «подсидеть» главу правительства. Так в истории было много раз.

Например, вынуждена была уйти с поста премьер-министра Маргарет Тэтчер – по результатам внутрипартийного переворота, а вовсе не поражения на выборах. То же самое можно сказать и о Тони Блэре, самом успешном лейбористском премьер-министре Британии 20-го столетия. Недавно ушел в отставку премьер-министр Италии Берлускони – по аналогичной причине.


Короче говоря, премьер-министр – фигура, зависимая от настроений большинства в парламенте, гораздо более уязвимая, чем президент в президентской республике. Для того, чтобы сохранять пост, премьер должен постоянно побеждать, постоянно сохранять популярность. Но часто даже этого может быть недостаточно.

Не говоря уже о том, что над премьер-министром довлеет фигура конституционного главы государства – президента или монарха. Конечно, полномочия первого лица при парламентской демократии обычно весьма куцые. Но в случае кризиса уволить нерадивого премьера может даже самый скромный парламентский монарх.

Еще одно важное соображение. Люди часто путают президента в президентской республике с президентом в парламентской демократии. Дескать, смотрите, в Исландии и Ирландии президенты в должности по 14-16 лет сидят. Часто даже не имеют соперников на выборах при переизбрании и объявляются победителями без голосования. Так-то оно так, но в этих странах президенты играют роль сугубо церемониальную, правят правительства и премьер-министры. А церемониальный президент может пользоваться большой популярностью и потому быть для всех удобным. Потому такие люди и находятся у власти в течение многих лет.

Когда же один и тот же человек обладает реальной властью и занимает пост главы государства десятилетиями – жди беды. Исключения крайне редки и надеяться на них не стоит. Да, Ли Куан Ю создал сильное государство и крайне эффективную экономику. Но за его спиной была поддержка США и Британии, а также могущественной китайской общины Юго-Восточной Азии, которая нуждалась в своего рода китайском «Израиле», то есть месте, куда богатые китайцы могут убежать от антикитайских погромов в Индонезии или Малайзии.

Большинство же правителей, правящих десятилетиями, как правило, являются банальными диктаторами и их правлением не приносит подвластным народам никакой пользы. В современном мире почти не осталось лидеров, которые правили бы десятилетиями (исключая монархов).

Даже Китай, несмотря на существующую в этой стране авторитарную систему, установил за правило менять вождей каждые 10 лет. Очередная смена предстоит в 2012-2013 годах.

Короче говоря, правитель, который находится у власти десятилетиями и переизбирается на свою должность множество раз, в наше время выглядит чистой архаикой. Именно поэтому Владимир Путин, который идет на третий срок (фактически – четвертый, ибо в 2008-2012 годах он занимал пост премьер-министра и главы партии власти), нарушает логику развития демократической системы и ставит под угрозу будущее России в целом. Страна не может зависеть от состояния здоровья одного-единственного человека. Авторитарным лидерам свойственно стареть, совершать ошибки. С течением времени ошибки накапливаются, а поправить курс, проводимый бессменным лидером, решительно некому. Отсюда и возникают все революции.


Именно поэтому власть президента и должна быть ограничена двумя сроками. Советских людей в 70-е и начале 80-х раздражал дедушка Брежнев. Но у американцев в 80-е был свой "брежнев" - президент Рональд Рейган. В 1986 году он начал засыпать на конференциях и вообще вести себя неадекватно. Но в отличие от советских людей, у американцев это не вызвало большого раздражения. Почему? Потому что все знали, что 20 января 1989 года Рейган сядет в вертолет и покинет Белый дом. Так и произошло. А советские люди понимали другое, что Брежнев - это навсегда, что из власти он уйдет только вперед ногами. И это обстоятельство только усугубляло и ускоряло кризис советской системы, так и не научившейся до сей поры грамотно ротировать правителей, хотя бы для своего собственного блага.

Важный вопрос: «Ну хорошо, пусть президент избирается только на два срока, но сколько должен длиться один срок?».

Вопрос хороший и принципиальный. Действительно, теоретически можно объявить, что срок полномочий президента – 50 лет, и очередные выборы будут в 2062 году. На деле при определении срока полномочий президента (равно как и парламента) руководствуются простым правилом – он должен быть разумным. Иначе говоря, власть президента не должна превращаться в пожизненную и длящуюся на протяжении жизни нескольких поколений людей.

Конечно, можно вспомнить Иосипа Броз Тито, который был президентом «без ограничения срока полномочий», но это редкое исключение. На практике средний срок полномочий президента колеблется от 4 до 7 лет.

Самый маленький срок полномочий в мире – у глав Республики Сан-Марино, именуемых капитан-регентами. Они избираются на полгода. Но Сан-Марино – парламентская республика, поэтому реальная власть находится в руках главы правительства, а капитан-регенты существуют просто для красоты и туристов, демонстрируя, что самая древняя в мире республика наследует римским традициям (Римом тоже правили два консула).

На один год избирается президент Швейцарии. Но следует помнить, что он не является главой государства. Швейцарией правит Федеральный совет из семи членов, они даже государственные визиты в другие страны наносят всемером. Потому президент Швейцарии – лишь первый среди равных и не имеет реальной власти.

Глав государств, которые избирались бы на два года, я не припомню. Зато на два года избирается палата представителей Конгресса США.

Три года – таков срок полномочий парламента Австралии. Это важно, так как Австралия является конституционной монархией и потому от парламента зависит назначение правительства. Ясное дело, минимум раз в три года власть премьер-министра ставится под сомнение на выборах.

Но это все экзотика. Большинство стран практикует более долгие сроки пребывания правителей у власти.

Четыре года – очень распространенный срок полномочий. На четыре года избираются президенты США, Бразилии, Аргентины, Нигерии, многих других стран. Четыре года – срок полномочий бундестага в Германии (а значит, и избираемого им федерального канцлера). На четыре года избираются парламенты Испании, Италии, Австрии, многих других стран.


Пятилетний срок полномочий распространен чуть меньше. Но на него избираются президент Франции и Национальное собрание этой страны, палата общин в Великобритании (если ее только не распустят раньше), Народное собрание в Индии. Пять лет – срок полномочий Всекитайского собрания народных представителей, хотя Китай, конечно, не демократическая страна. Также на пять лет избирается Федеральным собранием президент Германии.

Шестилетний срок раньше был широко распространен в странах Латинской Америки, но теперь встречается сравнительно редко, ибо такие крупные государства, как Бразилия и Аргентина, перешли на четырехлетний. Тем не менее, на шесть лет избираются президенты в Мексике и на Филиппинах (нужно учесть, что местным законодательством позволен только один срок полномочий). На шесть лет избираются президент Австрии и президент Финляндии (оба государства – парламентские республики).

Семилетний срок присущ парламентским республикам. В настоящее время на семь лет избираются президенты Италии, Израиля и Ирландии. Ранее на семь лет избирался президент Франции, но сейчас срок его полномочий сокращен до пяти лет.

Насколько мне известно, сроков полномочий больше семи лет для республиканских глав государств в современном мире нет (хотя короли, конечно, правят пожизненно, как и духовный руководитель Исламской республики Иран).

Что следует из вышеизложенного?

1) Увеличение срока полномочий президента России с четырех до шести лет противоречит мировой практике, в которой сроки полномочий президентов повсеместно сокращаются (Бразилия, Аргентина, Франция).

2) В случаях, когда президент избирается на шесть лет и является реальным главой государства и исполнительной власти, его пребывание у власти часто ограничивается одним сроком (Мексика, Финляндия). Больше одного шестилетнего срока могут пребывать у власти только президенты в парламентских республиках, таких как Финляндия. Естественно, в таких государствах президенты имеют ограниченные полномочия.

3) Поэтому следует либо запретить гражданам России избираться на пост президента более одного раза (и тогда сохранить шестилетний президентский срок). Либо сократить срок президентских полномочий до четырех лет и тогда позволить одному и тому же лицу избираться на пост главы государства не более двух раз.

4) Нынешняя же ситуация, когда президент обладает огромной реальной властью и при этом может избираться на два шестилетних срока (то есть 12 лет), потом сделать перерыв и снова избраться на два срока по шесть лет и так без конца – является надругательством над самой идеей законности и республиканского строя.


Источник