Национализм является одной из самых молодых идеологий из тех, что имеют актуальность для современного общества. Естественно, люди всегда различали «своих» и «чужих»
по тем или иным критериям, это стремление к дифференциации заложено, судя по всему, в самой биологической природе человека. И с древнейших времен критерием для проведения такого различия очень часто
служила принадлежность к тому или иному племени, народу, языку, культуре. С другой стороны, эти понятия часто были довольно размыты и зыбки, и нередко затмевались другими – например, религиозной
принадлежностью, вассальными отношениями, лояльностью правящей династии. Именно такие модели построения общества доминировали в общественном сознании западной цивилизации на протяжении всего
Средневековья. Всполохи того, что можно условно назвать «прото-национализмом», т.е. стихийной самоидентификации людей по критериям крови и культуры, периодически все равно случались. Иногда они имели
довольно яркие и зрелищные последствия (достаточно вспомнить Жанну д’Арк во Франции). Но в целом такие порывы оставались неоформленными, не до конца высказанными и не до конца понятыми самими же их
участниками. Лишь с разрушением феодальной структуры общества и началом формирования новых общественно-экономических отношений национализм получил шанс на полноценное развитие.
Национализм, таким образом, есть идеология Нового Времени. Но даже для Нового Времени он представляет собой довольно позднее явление. Оформление националистических идей в современном виде
было бы невозможно без использования теоретического наследия общественной мысли, накопленного в эпоху Просвещения. Современное понятие нации есть в определенном смысле продукт рационального
осмысления глубинных ощущений и инстинктов, заложенных в биологическую природу человека. Такое осмысление стало возможно лишь с применением аналитического и философского аппарата,
оформившегося окончательно к концуXVIIIвека. С другой стороны, для того, чтобы люди применили этот аппарат не к абстрактным теоретическим построениям, а к своему собственному
естеству и ощущениям, им потребовалось сначала слегка разочароваться во всемогуществе «чистого разума» - этого идола философов-просветителей. Национализм родился тогда, когда люди вооружились
методикой рационального анализа, но разочаровались в высоких абстрактных идеалах Просвещения – и обратили вновь полученный инструментарий вглубь себя самих. Это произошло в эпоху Романтизма,
в первой половинеXIXвека. Именно эта эпоха ознаменовалась бурным всплеском развития гуманитарных наук – в том числе, истории, этнографии, фольклористики. Интеллектуальная элита,
устав от прежних бесплотных идеалов, активно погрузилась в изучение своих корней.
К этому же времени подоспели и другие важнейшие предпосылки формирования националистической идеологии – социально-экономические. Дело в том, что старое феодальное общество, пережитки которого
в Европе были еще довольно сильны вXVIIIвеке, отводило каждому человеку четкое и раз и навсегда закрепленное место в обществе, изменить которое было крайне затруднительно.
Человек в феодальном обществе никогда не был «просто человеком» - он всегда был, прежде всего, членом своего наследственного сословия, а внутри сословия – конкретной корпорации, цеха или
общины, членство в которых также наследовалось, и которые иногда определяли его жизнь до мельчайших подробностей. С распадом феодализма под натиском новых капиталистических отношений, рухнула
и эта структура – устаревшая, громоздкая, неказистая, но все-таки кое-как выполнявшая очень важную функцию – дававшая каждому человеку место в жизни.
Люди, лишившиеся привычной опоры, оказались в растерянности. Человек в одночасье выпал из пусть неказистого и тесного, но привычного и безопасного мирка, и оказался во власти огромного нового
мира, где никому до него не было дела. Этот мир был бесчеловечен по понятиям старого феодального общества. Здесь все решали деньги, и тот, кто оказывался на их пути, рисковал быть раздавлен.
Ранний капитализм был жестоким обществом. Снимая все ограничения с бесспорно положительных и похвальных качеств человеческой предприимчивости, он не давал никаких социальных гарантий слабому.
О привычных нам понятиях пенсионного обеспечения, 5-дневной рабочей недели, 8-часового рабочего дня промышленный рабочий первой половиныXIXвека не мог и мечтать – все это
результат долгой и ожесточенной борьбы, которая тогда только начиналась. А в те времена в богатейшей стране мира – Великобритании – люди на улицах умирали от голода, и никого это особенно не
удивляло.
В этих условиях распада всех привычных общественных структур, ужасающего имущественного неравенства, отсутствия гарантий, естественно, накал социальных противоречий достиг апогея. Абсолютной
неизбежностью в этих обстоятельствах было то, что общественная мысль напряженно искала пути их разрешения. Одним из таких путей, предложенных в серединеXIXвека, оказался марксизм
– идея глобальной социальной революции с целью смести существующий социальный строй и заменить его другим, основанным на идее всеобщего равенства и справедливости. Как всякие по-настоящему
радикальные утопии, марксизм предлагал, по сути, изменить не только общество, но и саму природу человека, потому что существующая его природа с предлагаемым коммунистами общественным
устройством несовместима, в его условиях существовать не может и реализации этих идей на практике не допустит. Именно в этом и крылся секрет как успеха, так и конечного провала
коммунистического проекта – с одной стороны, наиболее радикальные и бескомпромиссные идеи обладают повышенной, иногда поистине гипнотической притягательностью для масс, с другой же – с
реальностью все же не поспоришь, а законы человеческой природы неумолимы так же, как и законы физики.
Альтернативной идеей стал национализм. Если марксизм призывает отринуть все прошлое и перевернуть мир с ног на голову, национализм, напротив, обращается к самому естественному и незыблемому
фундаменту общества – к инстинктивным, проистекающим из самой биологической природы человека порывам и стремлениям. Если марксизм стремится обострить имеющиеся социальные противоречия до
максимума с тем, чтобы вызвать столь желанный революционный взрыв, то национализм решает ту же самую проблему прямо противоположным способом – через духовную и биологическую общность народа
единого происхождения, языка и культуры. Национализм изначально есть идеология, не ориентированная на какой-либо один социальный строй или «класс», он в равной мере предназначен и простому
рабочему, и предпринимателю, и интеллигенту, и крестьянину. Он предлагает им осознать себя частичками одного колоссального живого организма – нации, и тем самым предоставляет им реальный путь
и реальную почву к построению всеобъемлющего социального компромисса.
История, кстати, вполне рассудила спор между двумя этими альтернативами. Национализм в той или иной форме победил во всех развитых странах (более того, собственно, и создал эти самые развитые
страны), во всех без исключения развитых странах утвердилась теория и практика социального компромисса, коммунизм же в чистом виде выжил лишь в немногочисленных резервациях за рамками
европейской цивилизации.
Так или иначе, как мы видим, национализм есть идеология молодая – примерно одного возраста с марксизмом и несколько младше классического либерализма. Собственно, это массовая идеология
индустриальной эпохи, и даже чисто технически возникнуть в знакомом нам виде она могла лишь в условиях разрушения традиционного общества, существования эффективных средств массовой информации
и наличия обширного городского населения, доминирующего в экономике. Патриархальный крестьянин может быть (и чаще всего, является) стихийным националистом в душе, сам о том не задумываясь, но
он не сможет сформулировать и развить национализм как массовую политическую идеологию.
Особенно забавно в этой связи выглядят расхожие клише, частенько употребляемые левыми или либеральными ораторами, пытающимися пообиднее заклеймить националистов, в стиле «пещерный
национализм». Если уж на то пошло, такие фигуры речи демонстрируют всего лишь их собственную историческую безграмотность. С другой стороны, если таким образом пытаются намекнуть на
«биологичность» национализма, его глубокую укорененность в человеческой природе, то выпад опять проходит мимо цели. Ибо разве может быть большая похвала идее, чем подчеркнуть ее глубокую
органичность и естественность для человека как существа? В «пещерном» происхождении, если на то пошло, нет ничего плохого или предосудительного – ведь именно оттуда, из тех самых пещер, родом
мы все и все наши достижения. Если, конечно, кто-то из критиков прибыл с Альфы Центавра, он может с гордостью заявить, что к нему это не относится, но интуиция мне подсказывает, что это все
же маловероятно. Что же касается «биологичности», то лишь глубоко ущербный и обиженный жизнью человек может стесняться и чураться своей собственной природы.
Антон Попов
Источник