Попытки дать дефиницию тому или иному понятию обычно относятся к ведомству теории. Но в данной заметке я преследую исключительно практическую цель: попытаться дать русофобии такое определение,
при котором она бы перестал играть роль яблока раздора между разными направлениями русской патриотики.
Проблема в том, что это понятие нередко используется представителями русского движения не только по адресу наших зарубежных недругов и их откровенных приспешников в России, но и по адресу
других представителей русского движения, чьи взгляды в той или иной степени не совпадают с их взглядами. Православные и язычники, белые и красные, монархисты и либералы в пылу дискуссии то и
дело клеймят друг друга русофобами.
Почему это плохо? Потому что русофобия не есть строгое научное понятие (хотя оно и используется в научной литературе): академической конвенции, насколько мне известно, по её поводу не
существует. Каждый волен вкладывать в это слово свои личные антипатии и использовать в качестве полемического «лома». В русской национально-патриотической среде
«русофобия» - политический ярлык, пожалуй, самый страшный и стигматизирующий, ибо она с давних пор (особенно после появления одноимённого сочинения Игоря Шафаревича) воспринимается как
обобщённое наименование всего политически и экзистенциально антирусского, а «русофоб» - как аналог сознательного и коварного (к тому же, как правило, определённым образом этнически
маркированного) врага русского народа .
Есть слова, после произнесения которых одной стороной в адрес другой, взаимопонимание и дружеское сотрудничество между ними становятся невозможными. «Русофобия» - классический образчик
подобного разъединяющего слова. Конечно, в известных политических обстоятельствах можно прагматически объединять усилия с кем угодно, даже с врагами, которые в данный момент являются врагами
наших врагов. Но между силами, предполагающими коалицию «всерьёз и надолго», известный минимум доверия должен существовать. Русские националисты разных направлений, обзывающие друг друга
«русофобами» (т.е. врагами русского народа), вряд ли такой минимум смогут установить, и все призывы о забвении идеологических противоречий во имя общего дела останутся втуне, ибо никто не
захочет терпеть репутационного ущерба, наносимого этим клеймом.
Поэтому мне кажется разумным: 1) найти некое конвенциональное определение русофобии, под которое не подпадают те националисты (или патриоты), которые намерены друг с другом сотрудничать в
пределах относительно долгосрочной перспективы; 2) отказаться от употребления данного ярлыка по отношению друг к другу в период этого сотрудничества.
На мой взгляд, русофобией не является :
- 1) случайные негативные высказывания о русских и России, сделанные русскими людьми в минуту раздражения (таких «русофобских» высказываний великих русских людей я берусь навскидку привести
десятки – от Пушкина до Розанова);
- 2) предпочтение, отдаваемое тем или иным нерусским материальным или культурным ценностям над русскими (не припомню я что-то среди националистов поклонников отечественного автопрома или
современного отечественного кинематографа);
- 3) принадлежность (или принципиальная непринадлежность) к какой-либо религии;
- 4) критическая оценка тех или иных периодов отечественной истории (именно здесь ломается наибольшее количество копий, просто потому, что до недавнего времени настоящее было абсолютно
неподвластно для нашего воздействия, и «бои за историю» подменяли собой реальную политику);
- 5) утопические проекты далёкого будущего, восторгающие одних и отвратительные для других националистов (монархия, кастовая система, коммунизм, национал-социализм и т.д.).
Русофобией является : признание за русскими некой онтологической и/или генетической ущербности,
экзистенциальная ненависть или страх по отношению к ним, систематическое и сознательное желание им вреда, а не блага, а также (мягкий вариант) игнорирование базовых интересов и
проблем русского народа, затрагивающих его подавляющее большинство.
При таком подходе мы с удивлением обнаружим, что русофобов-то в русском национальном движении практически нет, и найти общий язык между разными его крыльями станет гораздо легче.
Понятно, что представители различных течений русской патриотики могут сказать о своих оппонентах: да, наверное, они искренне хотят блага русским и России, но реализация их идей принесёт
только зло. Подобные дискуссии, тупиковые по определению, ни к чему продуктивному не приведут. Если мы хотим нормального сотрудничества, нужно ограничиться формальным критерием русофобии как
сознательного негативного отношения к русским, именно потому, что они русские.
Разумеется, приведённое выше определение в значительной степени носит прагматический и дипломатический характер, но не только. Оно имеет и содержательное значение, ибо учитывает тот
несомненный факт, что русские – разные , но всем им должно найтись место в грядущем русском национальном государстве. Эту банальность, как ни странно нужно
повторять снова и снова, ибо она, к сожалению, тяжело усваивается разного рода фанатиками своих идеологем. Надеюсь, что когда для националистов начнётся нормальная практическая политическая
деятельность, фанатизм этот естественным образом сойдёт на нет.
Сергей Сергеев
Источник