Павел Святенков : От Октябрьской до Болотной

07.02.2012 [ Назад к списку ]
Теги: -

Несмотря на мороз, решил в субботу сходить на митинг. Единственное, чего боялся, что народ не придет. Холодно, четкой повестки нет. Но сразу на выходе со станции метро Октябрьская (радиальная) стало ясно, что опасения напрасны. Народу было уйма. Перед милицейскими «рамками» стояла большая толпа. Причем это была толпа веселых людей. Настроение приподнятое, несмотря на мороз. Шутки, самодельные плакаты. Говорят, кстати, что прославился Быков, притащивший плакат с надписью: «Не раскачивайте лодку, нашу крысу тошнит».

Я прибился к ребятам, которые несли огромную гирлянду зеленых шариков и вместе с ними прошел через «рамки». Пока стояли, несколько человек пронесли мимо нас огромный, вырезанный, кажется, из фанеры презерватив с надписью «Предохраняйтесь от Путина». Этот неприличный агитматериал толпа с хохотом пропустила через «рамки».

Основные участники митинга – молодежь и люди средних лет. Подавляющее большинство – русские. Численность участников манифестации я оценил бы в 50 - 70 тысяч человек. Норковых шуб и бриллиантов я не заметил. Равно как и денег Госдепа. Правда, встречались коммунистические старушки. Одна из них, с больными красными глазами, время от времени начинала петь какую-то боевую песню. Но в перерывах говорила здравые вещи – призывала к отставке Путина, потому что он «разворовал страну». Так что даже коммунисты на митинге были адекватные.

Прошел «рамки» и быстрым шагом пошел следом за основной частью демонстрантов. На дороге валялись, втоптанные в снег, листовки с надписью: «Явлинский – мой президент!». Народ всячески развлекался, таща самодельные антипутинские плакаты. Нагнал группу людей с флагами Партии дела. Что за партия, что за дело – не знаю, но вижу их уже не первый раз.

При входе на Болотную нагнал колонну анархистов. Многие из них закрывали лица шарфами. Ребята бодро скандировали: «Борись за класс, а не за расу». Я подумал про себя, что им должно быть все равно, за что бороться.

Обогнав анархистов, попал в группу молодых людей. У этих на лицах были странные маски с изображениями какого-то человека. Сперва я не мог понять, кто это. Мне показалось, что Ассандж, руководитель Викиликс. Но потом, приглядевшись, я понял, что маски с портретом Тесака-Марцинкевича. Плюнул и пошел обгонять.

Уже в середине Болотной примкнул к колонне националистов под имперскими флагами. Кучерявый молодой человек слева от меня шутил: «Почему мы всегда оказываемся в колонне националистов?». Его спутница, миловидная девушка с горбинкой на носу весело смеялась.

Справа от колонны националистов были видны флаги «Яблока» (их было много) и красные флаги, очевидно, принадлежавшие левым силам.
Митинг начался исполнением песни. Пел известный музыкальному критик Троицкий. Текст был такой: «Шайку Путина на нары. Ша Пу На На. Шайку Путина на нары. Ша Пу На На». Я подумал, что Троицкому, видимо, остро не хватает шансона в жизни, раз он принес его в политику.

Следом за песней начались выступления. Честно говоря, слышно было отвратительно. Сначала дали слово Ирине Ясиной. Толпа на ее выступление никак не отреагировала, так что, думаю, ничего интересного она не сказала.

Ведущего также было плохо слышно и еще хуже видно (хотя рядом со сценой был экран). Говорят, что вел мероприятие Владимир Рыжков.

Запомнилось выступление Яшина. Бывший лидер яблочной молодежки ни к селу ни к городу провозгласил: «Долой самодержавие! Да здравствует республика!» и я подумал, что парень, кажется, плохо представляет, в какой стране и, главное, в какую эпоху он живет. Толпа на его восклицания реагировала слабо.

На выступление Явлинского собравшиеся также реагировали вяло. Зато протестанты поддержали призыв зарегистрировать лидера «Яблока» в качестве кандидата в президенты, прозвучавший с трибуны. Я подумал в тот момент, что наши люди, пожалуй, невероятно толерантны, если требовали регистрации яблочного старца, не будучи его единомышленниками. Похоже, общедемократический консенсус сложился. Все требуют регистрации Явлинского, но не все готовы за него голосовать.

Хорошо выступил Белов. Кстати, по данным компетентных источников, его долго пытались не пустить на трибуну на том основании, что его «не согласовал Рыжков». Навальный чуть ли не за руку вытащил Белова из толпы и уступил ему свое право на выступление. Во всяком случае, так мне рассказывали.

Белов выступал хорошо. Правда, он кричал, надсаживая голос, но это было необходимо – иначе его бы не услышали. «Россия без Путина» - повторял он и люди вслед за ним. «У меня Россия с этим человеком не ассоциируется», - сказал Белов. «Один за всех» - кричал Белов. «Все за одного», - отвечали манифестанты.

Леонид Парфенов с трибуны рассказал о жалкой судьбе руководителей центральных телеканалов, вынужденных ходить на совещания в Администрацию президента. Такое впечатление, что при Ельцине они этого не делали. Легко читавшееся между строк «назначьте меня вместо Эрнста» полностью обессмысливало выступление.

Ольга Романова озвучила требования выпустить политзаключенных. В списке прозвучало имя Аракчеева. Но для либералов, конечно, главными были имена Ходорковского и Лебедева.

В общем и целом впечатления такие:

1) Ораторов почти никто не слушал и не слышал. Белов – редкое исключение.

2) Манифестанты реагировали на следующие лозунги: а) «Россия без Путина!», б) «За честные выборы!» (лозунг включал требование распустить нынешнюю Госдуму и провести выборы раньше срока), в) «Свободу политзаключенным!» (хотя под политзаключенными разные идеологические группы понимали разное.

3) Зафиксирован тотальный раскол между «принцами» и «народом». Ораторы, за редкими исключениями вроде Белова, были неинтересны и «зажечь» не смогли. Никакими властителями дум они не являются. И очень характерно, что отказался выступить Навальный, который считается харизматическим вождем низового протеста.

4) Выступающие с трибуны – больше не «вожди», а такая же часть протеста, как, например, зеленая гирлянда воздушных шариков, которую к концу митинга запустили в небо.

5) Люди вышли на шествие вопреки вождям и не для вождей. «Сами по себе». Следовательно, главный вопрос на ближайшее время – возникнет ли центр консолидации протестных настроений, который был бы авторитетен для манифестантов. Пока такового не видно. Политические силы и деятели культуры лишь присоединяются к «живому творчеству народных масс», но его не контролируют.

6) Пожалуй, это означает, что в России начала складываться нация, которая востребует не столько конкретных вождей, сколько институты – демократию, справедливые суды, защищенное право собственности, отмену национального угнетения.

7) Перед оппозицией стоит очень интересная задача – создать институты, не прибегая к помощи вождей, от которых манифестантов тошнит не меньше, чем от Владимира Путина. Старая модель, когда против «Горбачева» выдвигался «Ельцин», уже не работает. Против Путина выступает не «Явлинский», а народ в целом.

8) Быть может, протест способен возглавить какой-то мощный и обезличенный институт вроде РПЦ. Но РПЦ я в этой роли как раз не вижу. Кто же тогда? Наш аналог профсоюза «Солидарность»? Какая-то иная не политическая и не персонифицированная организация? Я пока не знаю. Но запрос на таковую определенно есть.

P.S. Если передать впечатление от митинга в двух словах, то вспоминаются молодые ребята, которые на морозе подпрыгивали и скандировали: «Кто не прыгает, тот – Путин!». Вот простая модель противостояния между площадью и нацлидом.


Источник