Лизоблюды из кремлёвской обслуги уже успели торжественно провозгласить статью В.В. Путина по национальному вопросу величайшим достижением отечественной политической мысли за последние двести
лет. Если принять эту льстивую болтовню всерьёз, то следует сделать вывод: величайшее достижение русской мысли есть, по сути, тотальное отрицание её классических образцов – декабризма,
славянофильства, западничества, охранительства… Единственными идейными союзниками российского премьера можно назвать евразийцев и большевиков, чья связь с русскими традициями весьма сомнительна.
Классическая русская национально- государственная мысль исходила не из бессмысленных фантазий о какой-то несбыточной «полиэтнической цивилизации» (эвфемизм, за которым кроется всё тот же химерический
«многонациональный народ России»), скрепляемой в качестве цемента русским народом, а как раз из противоположных предпосылок – из признания того, что Россия есть государство русской нации.
Хорошим и показательным примером здесь может послужить наследие одного из величайших русских политических публицистов Михаила Никифоровича Каткова (1818 – 1887), чьё Собрание сочинений
в шести томах издаётся в наши дни петербургским издательством «Росток» под общей редакцией А.Н. Николюкина (уже вышло четыре тома). Особенно важны статьи 1864 – 1865 гг., вошедшие во второй
том и посвящённые национальной политике Российской империи.
Собственно главный нерв этих работ Каткова – в утверждении нескольких простых тезисов (недоступных, правда, для понимания правителей России и в его время, и сегодня): 1)
цивилизованное государство = национальное государство ; 2) в национальном государстве возможна только одна нация; 3) в России такой нацией может быть только русская нация .
Неожиданно злободневно смотрится сравнение Каткова модели европейского национального государства с азиатскими империями, адептами принципов которых де-факто являются наши
охранители-путинисты, справедливо заслужившие от оппонентов кличку «ордынцев». Как раз об Орде и говорит М.Н. в первую очередь, рассматривая антиподов национального государства:
«…посмотрим, какою политикой руководствовались и руководствуются правительства варварские и как идут дела в государствах, лишенных внутренних элементов силы и жизни. Когда-то мы сами
были народностью угнетенною, завоеванною, находившеюся под чуждою властью. Когда-то над русским народом тяготело иго монголов. Какою политикой руководствовалось правительство Золотой Орды?
Оно высылало тучи саранчи на подвластные ей страны; ее баскаки наезжали для собирания дани; оно требовало внешней покорности и карало ослушных; оно принимало поклоны и приношения вассальных
князей, но оно и понятия не имело о живых силах национальности; оно оставляло подвластные народы при их особых властях, при их языке, при всех условиях их особенного быта ; оно не
помышляло о национальной политике в отношении к ним, потому что оно не знало и не понимало значения какой бы то ни было национальности, а того менее монгольской … Для нас такое свойство
монгольского правительства было обстоятельством счастливым. Наши предки под игом монголов не утратили своей народной самостоятельности, а напротив, искусно пользуясь этою грубою и дикою
силой, успели крепче сплотиться и собрать воедино свою разрозненную землю».
Другой пример «полиэтнической цивилизации» - Оттоманская империя (которую, кстати, современные исследователи давно признали родиной мультикультурализма):
«Мы видим, как в цивилизованных государствах Европы правительства стараются более всего объединять свои владения в смысле главной народности и полагают свое достоинство и торжество в
национальности своей политики; но прогресс турецкий - иного свойства. "Больной человек", как мы видим, разлагается на свои составные части, которые были в нем механически связаны. В то время
как могущественные, призванные к жизни христианские государства Европы представляют собою цельные индивидуальности, Турецкая империя является осуществлением того идеала, о котором восторженно
мечтают некоторые из наших прогрессистов и к которому хотели бы склонить нас разные доброжелатели наши. Оттоманское правительство в настоящее время служит лишь внешнею связью, соединяющею
совершенно самостоятельные государства. … Могущество ли оттоманской цивилизации и присущие ее правительству свойства великодушия, либеральности и гуманности выразились в этой особого рода
ленной системе, в этой особого рода федерации разных государств, которых все отношение к Оттоманской империи состоит лишь во временном подчинении отвлеченному символу власти в лице
великого падишаха ?»
Катков вкладывает в уста врагов России, отрицающих в ней возможность национального государства такие слова: « вы нация, не призванная к жизни, вы не нация, а орда; готовьтесь же
уступить ваше место другим ». Но он надеется, что «цели нашей внутренней политики обозначаются яснее, и она, назло нашим советодателям, будет принимать, с Божиею помощью, все более и
более национальный, то есть все более и более европейский характер ...».
М.Н. подробно обосновывает невозможность «многонационалии»:
«Множественность наций, составляющих государство, есть элемент его слабости, а отнюдь не силы. … Совокупность чуждых друг другу государств и единство верховной власти, долженствующей
простираться над ними и связывать их, есть абсурд, внутреннее противоречие, невозможность. Одно из двух: или верховная власть силой своего существования действительно соединит подвластные ей
части и совокупность государств превратит в одно цельное государство, совокупность наций в одну цельную политическую нацию; или же верховная власть, взносясь над совокупностью народов и
государств, утратит всякое действительное значение и упразднится как символ, ничего не означающий. … Нация не есть просто какой-либо этнографический элемент. Признать какой-либо элемент в
качестве нации - это совсем не то, что предоставить тем или другим населениям, тем или другим людям свободу жить по своему обычаю, исповедовать свою веру и т.д. Это дело свободы, и чем
бесспорнее единство государства, тем более выигрывает дело свободы … признать какой-либо элемент в качестве особой нации не значит предоставить ему свободу, но дать ему власть, сообщить
ему обязательную силу. В признании нации решается вопрос о власти, о правительстве, о государстве ».
Катков безоговорочно утверждает: « Мы знаем, что под Русскою державой нет многих наций, которые заслуживали бы этого названия, а есть только одна нация – русская ». Следовательно
Российское государство есть русское национальное государство, а не государство равноудалённой от всех народов империи корпорации олигархов и бюрократов: «…государство … невозможно отделять от
нации. Господствующая в государстве нация есть само государство. Государственная польза не может быть отделена от пользы той нации, в которой заключается вся сила Русского государства и,
стало быть, все величие венчающей его верховной власти».
Между тем, в России господствует система, направленная на то, «чтобы выделить инородческие населения, поддерживать и развивать правительственными способами чуждые русской народности
элементы, встречающиеся на ее громадной территории, и, наконец, в этой искусственной отдельности возвышать их над русской народностью…».
Более того: «… мы приобрели бессознательную склонность давать не только особое положение инородческим элементам, но и сообщать им преимущества над русской народностью и тем развивать
в них не только стремление к отдельности, но и чувство гордости своею отдельностью; мы приобрели инстинктивную склонность унижать свою народность. …Везде, где только отыскивался какой-нибудь
инородческий элемент, в нем вызывали фальшивое и пагубное для него и государства чувство превосходства над русским народом. Русское становилось синонимом всего дурного, униженного,
обиженного ».
Несмотря на то, что видимой целью такой политики было сближение и слияние инородцев с русскими, эффект от неё был совершенно обратный, ибо «внимание к инородцам, принимавшее вид
предпочтения, побуждало их для сохранения своего выгодного положения еще более отделяться от русских; кто захочет быть русским, когда выгоднее быть инородцем, когда слияние с русским народом
равняется для инородца разжалованию? Нет ничего ошибочнее того мнения, будто политика, лишённая национального духа, ведёт к сближению инородцев с господствующим народом. Она ведёт к
результатам, совершенно противоположным сближению. Она не закрепляет, а раскрепляет связь государственную. Привилегии, даваемые инородцам, предпочтения, им оказываемые, прямо противодействуют
сближению их с русскими».
В результате складывается парадоксальная ситуация, когда«не предпочтения, а только равенства, вот чего приходиться просить русской народности в
Русском государстве».
Подлинная же « национальная политика состоит не в том, чтобы унижать чужое, а в том, чтобы возвышать своё ».
Как видим то, о чём писал Катков почти полтораста лет назад остаётся актуальным и для сегодняшнего дня. Это понятно, ибо путинская «полиэтническая цивилизация» (она же
«многонациональный народ России») – прямое продолжение не только советской антирусской национальной политики, но и худших сторон национальной политики Российской империи, которые блокировали
формирование русского национального государства.
Проблемы во многом те же. Но тот же символ веры– русский европеизм - сохраняется и у русских националистов, действительных наследников лучших традиций отечественной политической
мысли :
« В нас видят какую-то уродливую случайность, а вся беда состоит только в том, что мы, чувствуя себя в глубине души русскими, нераздельно с тем и также глубоко чувствуем свою связь с
европейской цивилизацией. Нам простили бы, если бы чувство русской народности было у нас темным фанатизмом, дикой страстью или тем, что называется квасным патриотизмом. На нас не обратили бы
внимания, если бы это чувство развивалось у нас в фантазии и вопреки здравому смыслу. Но нам не могут простить то, что в наших понятиях русское дело есть дело цивилизации и человечества, что
мы в то же время остаемся в пределах здравого смысла и на земле. Такое сочетание кажется крайне неудобным для всех наших сепаратистов; оно является досадной неожиданностью. Допускается иметь
какие угодно идеалы и цели, но отнюдь не может быть допущено живое, искреннее и толковое убеждение, что истинный прогресс в России возможен только на основании русской народности, что русское
государство может сохранить свою силу и приобрести желаемое благоустройство только в качестве русского государства, что политика русского правительства может не иначе вести ко благу, не иначе
удовлетворять своему назначению, как принимая все более и более национальный характер ».
Так говорил Катков.
Сергей Сергеев
Источник