Российские исследователи ислама бьют тревогу: в Москве и Подмосковье все больше нигде не зарегистрированных и никем не контролируемых стихийных «мечетей» и «молельных комнат» для мусульман.
Главным образом - на стройках и рынках, где работают гастарбайтеры из Средней Азии. Кто и что в этих «мечетях» проповедует - неизвестно. Но эксперты не исключают, что там «куют» и религиозных
радикалов.
Основная причина происходящего - бесправное положение мигрантов, большая часть из которых – нелегалы. Они живут в кошмарных условиях, среди них с ужасающей частотой происходят несчастные
случаи. Многие завершаются смертью. Такая ситуация озлобляет мигрантов, толкает их на преступления, на конфликты с местным жителями, которые отвечают им тем же.
Из-за бесправия и отчаяния, по мнению экспертов, приезжие нередко попадают под «обаяние» представителей радикальных и даже террористических группировок.
- На работу в Москву приезжают, в основном, люди светской культуры. После посещения таких «мечетей»
многие из них становятся радикалами и фундаменталистами, – утверждает писатель, исследователь ислама Фирдус Девбаш . - Финансируют деятельность культовых мест на стройках и рынках
зарубежные мусульманские организации, действующие под видом различных фондов. Действуют очень продуманно: не сразу говорят, что нужно стать мусульманином, оказывают помощь разного характера –
находят жильё, работу, решают социально-бытовые проблемы. Такие «проповедники» засылаются сюда из-за границы. Они не работают на стройках и рынках, но приходят туда регулярно. Количество
нелегальных «мечетей» неизвестно. Думаю, счёт идёт на несколько сотен.
Для мигрантов эти места являются своего рода клубами общения. Они оказались в незнакомой, иноязычной среде, им нужно адаптироваться в незнакомой стране. Но в России никто их адаптацией не
занимается. Кроме представителей радикальных религиозных организаций.
«СП»: - Неужели госструктуры не следят за происходящим?
- Не следят. Было бы неплохо, если бы российское Министерство культуры проявляло заботу о мигрантах.
Связалось бы с посольствами, например, Таджикистана и Узбекистана, договорилось бы о создании настоящих, легальных и подконтрольных властям клубов для общения. Организовали бы общества для
проведения досуга. Это было бы цивилизованно и никакой угрозы Российскому государству не представляло бы. Но пока ничего этого нет. Приезжие брошены на произвол судьбы. Единственные места,
где мигранты могут отдохнуть и пообщаться – нелегальные «мечети» на стройках и базарах.
Кандидат исторических наук, доцент Московского государственного лингвистического университета,
исследователь ислама Роман Силантьевговорит, что общее число радикально настроенных исламистов в нынешней Москве беспрецедентно. А количество экстремистов и террористов не меньше, чем в
самом беспокойном для правоохранительных органов Дагестане.
- Часть из них «курирует» культовые объекты на столичных стройках и рынках. Там, а также в официально действующих мечетях, они знакомятся с приезжими, которых затем обучают радикализму и
терроризму. В Москве присутствуют представители практически всех исламских радикальных и террористических
структур. Например, «Исламского движения Узбекистана», «Кавказского эмирата», «Джаммат Булгар». Разве только радикальных шиитов нет.
«СП»: - Но ведь в Москве пока не было террористических актов, совершенных выходцами из Средней Азии?
- В Москве не было. А в Дагестане, например, неоднократно задерживались граждане Узбекистана и Таджикистана, а также киргизы, готовившие взрывы. Они входили в бандргруппы, действующие на
Северном Кавказе. Готовят их к этим действиям в общинах, которые именуются национально-культурными организациями. В том числе - в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени. И, разумеется, на Кавказе.
Глава «Фонда поддержки выходцев из Республики Таджикистан» и таджикской диаспоры в Российской Федерации Каромат Шарипов рассказывает:
- Создать места для молитв на стройках и рынках приезжие могут только с согласия работодателей. Мигранты находятся на положении рабов, ничего самостоятельно сделать не могут. А для хозяев
создание «мечетей» на их объектах – гарантия безопасности. Подчинённые не пойдут молиться в другие места, не нахулиганят, не подебоширят по дороге.
«СП»: - Исламоведы утверждают, что в таких местах для молитв многие мигранты попадают под «опеку» радикалов и террористов.
- Это вполне возможно. Бесправные приезжие поддаются воздействию оказывающих им моральную и материальную поддержку «религиозных деятелей».
Хороши только те мечети, которые контролируются государством.
«СП» - Оказывают ли возглавляемые вами организации помощь соотечественникам?
- Мы оказываем только консультативную поддержку. Нам никто финансово не помогает. Нет международных фондов, желающих содействовать бесправным рабочим.
Исламоведы считают, что мигрантов, приезжающих работать в нашу страну легально, нужно мягко интегрировать в российское общество. Со стороны власти уже звучали предложения по обязательным
экзаменам по русскому языку для мигрантов и другим мерам помощи и социальной поддержки. Пришла пора планомерно претворять их в жизнь.
Можно использовать западный опыт, но избирательно. От решения миграционных проблем по французской модели, надо воздержаться: там недовольство приезжих «гасили» пособиями, надеясь, что в
течение нескольких лет они не станут буянить. Но это - бомба с часовым механизмом.
Опыт Швеции более удачен. Там мигрантам помогают интегрироваться в жизнь страны, получить образование, найти работу, подавляют роль диаспор.
Перенимать опыт у европейских стран, отмечают они, следует осторожно, у России должен быть свой путь решения этих проблем.
Представитель Духовного управления мусульман Европейской части России (глава управления - Равиль Гайнутдин) Рамиль Галлямов сказал, что организация не располагает информацией о
происходящем в «стихийных» мечетях и не станет комментировать высказывания исламоведов.
Источник